Фантен-Латур, Анри

(Fantin-Latour, Henri)

1836, Гренобль — 1904, Бюре, Орн.

Французский живописец и график. Первым учителем Фантен-Латура был отец, портретист. Вместе с семьей переезжает в Париж, поступает в мастерскую де Буабодрана в 1851. Но подлинных учителей он находит в Лувре — Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Ватто. Подружившись с художником Уистлером, подолгу живет в Англии (4 раза с 1859 по 1881), где приобретает известность. Сближается с прерафаэлитами, особенно с Россетти. В 1863 принимает участие в "Салоне отверженных"; с 1864 регулярно выставляется в Салоне (официальном), вначале в основном портретами: Эдуард Мане (1867, Чикаго, Институт искусств), Мадам Фантен-Латур (Гренобль, Музей изящных искусств), Две сестры (1859, Антверпен, Музей), Портрет четы Эдвардсов (1875, Вашингтон, Нац. галерея искусства), Чтение (1877, Лион, Музей изящных искусств). Известность получили групповые портреты Фантена-Латура. Он пишет людей искусства, близких ему по духу: В честь Делакруа (1864), Мастерская в Батиньоле (1870), У фортепьяно (1885, все — Париж, музей Орсе) и др. Художник создает яркие индивидуальные образы и в то же время передает особую атмосферу творческого содружества — перед нами единомышленники. Фантен-Латур — мастер натюрморта. Он с любовным вниманием, легким и точным прикосновением кисти выписывает лепестки, тычинки, листья цветов, от его букетов веет свежестью. Столь же хороши у него фрукты и ягоды: Клубника и бокал вина (1869, Гренобль, Музей изящных искусств), Цветы в глиняной вазе (1883, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Натюрморт (1866, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Порой художник обращается к миру аллегорий, фантастических идей и образов, изображая нимф, одетых в причудливые одеяния; нередко это как бы видения, навеянные музыкальными темами Шумана, Вагнера, Берлиоза — композиторов, которых любил Фантен-Латур. Аллегорическая композиция подобного рода — Годовщина (1876, Гренобль, Музей изящных искусств). Фантен-Латура связывала дружба со многими художниками-импрессионистами, хотя сам мастер работал в более традиционной манере. Кроме живописи, занимался литографией.

Лит.: Fantin-Latour. V. Catalogue de L’?uvre complet (1849—1904) de Fantin-Latour. Paris, 1911; Kahn G. Fantin-Latour. Paris, 1926.

В. Стародубова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me