Шадов, Фридрих Вильгельм фон

(Schadow, Friedrich Wilhelm von)

1788, Штеттин — 1862, Дюссельдорф.

Немецкий живописец, рисовальщик. Сын скульптора И. Г. фон Шадова, брат скульптора Р. фон Шадова. После первых уроков у отца поступил в берлинскую Академию, где занимался у Ф. Г. Вейса и В. Ваха. Сформировался как художник в кругу немецких романтиков — Л. Тика, Ф. Тика, А. фон Гумбольдта, братьев Шлегель. В 1811—1819 жил и работал в Италии, преимущественно в Риме, как пенсионер Академии вместе с братом Рудольфом. Сблизился в 1813 с назарейцами, стал последователем их эстетических взглядов. Много путешествовал по Италии, изучая живопись мастеров Раннего и Высокого Возрождения. В Риме часто посещал дом В. фон Гумбольдта, где бывали Б. Торвальдсен, А. Канова, В. Камуччини и другие известные деятели европейской культуры. В 1814 под влиянием Овербека перешел в католичество. В 1819 возвратился в Германию и получил звание профессора мастерского класса берлинской Академии. В 1826 стал преемником Корнелиуса на посту директора дюссельдорфской Академии художеств. В 1830—1831 и 1835—1840 работал с друзьями и учениками в Риме. Большая заслуга Шадова в том, что он упорядочил деятельность Академии, сгруппировал вокруг себя талантливых, профессионально подготовленных преподавателей, разработал новый устав (1831). Благодаря его руководству дюссельдорфская Академия после реорганизации стала одним из самых известных и прогрессивных художественных заведений в Европе, обрела мировое признание. В 1829 по инициативе Шадова было создано "Объединение Рейна и Вестфалии", благодаря которому оказывалась финансовая поддержка художникам, живописцы получали заказы на монументальные росписи церквей и ратуш. Значительными начинаниями под руководством Шадова были осуществленные его учениками росписи ратуши в Ахене (А. Ретелем, 1839 — нач. 1840-х) и Аполлинарискирхе в Ремагене (Э. Дегером, А. и К. Мюллерами, 1860-е). С 1842 Шадов — почетный профессор Боннского университета. В 1859 покинул пост директора Академии, не понимаемый молодыми художниками. Одним из ранних произведений итальянского периода явились росписи палаццо Дзуккари (Каза Бартольди), принадлежащего прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Фрески художника Иосиф в темнице и Плач Иакова (с 1867 — Берлин, Гос. музеи; кортоны — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), как и исполненные здесь же композиции П. Корнелиуса, Ф. Овербека и Ф. Вейта, заключают в себе назидательный, морализаторский смысл. Библейский сюжет, согласно эстетическим воззрениям назарейцев, призван раскрыть роль добра и зла, иметь воспитательное значение. Шадов трактует сцены в несколько сентиментальном духе, как Овербек, находя образец возвышенного, идеального искусства в произведениях Рафаэля. В большом станковом полотне на библейский сюжет Девы разумные и неразумные (1838—1842, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств; эскиз — 1836—1837, Дюссельдорф, Художественный музей) художник обращается к той же теме из Евангелия, что и Корнелиус (1814), несколько изменяя композицию. Полукруглые завершения рамы стилизуют картину под алтарный образ старонемецких мастеров. Подражая Афинской школе Рафаэля, художник помещает фигуру Христа в центре, как бы над остальными персонажами, окружающими его, — святыми, разумными и неразумными девами. Тяготеющий к серому, пепельному цвету приглушенный колорит, строгие четкие формы фигур, гладкий мазок придают академическую сухость полотну. Значительное место в творчестве Шадова занимал портрет. Одним из ранних произведений, созданных в Италии, явился Автопортрет с Б. Торвальдсеном и братом Рудольфом (1815—1818, Берлин, Гос. музеи). В написанных на фоне идеального итальянского пейзажа фигурах представлены три яркие художественные натуры, три разнообразных человеческих характера. Среди портретов назарейцев этот портрет Шадова, пожалуй, самый романтический. Более академичен портрет К. фон Гумбольдт (1820-е, Гамбург, Кунстхалле), в традиции живописи сентиментализма рубежа XVIII—XIX вв. исполнен Портрет великой княгини Александры с детьми (1825, Шверин, Гос. музей). О свойственном назарейцам желании следовать идеалу и натуре свидетельствуют картины Гений поэзии (1825, Потсдам, музей дворца и парка Сан-Суси) и Юная римлянка (1832, Берлин, Гос. музеи). В уподобленной прекрасной Мадонне молодой итальянке и названном "гением" юном итальянце с книгой присутствует заданный взгляд на модель, приводящий к созданию идеально-отвлеченных и одновременно натуралистически выписанных образов. В портрете друга художника, руководителя Дюссельдорфского театра К. Иммермана (1828, Дюссельдорф, Художественный музей), попытка придать образу романтическое звучание не согласуется с театральной позой модели и всем композиционным решением полотна в характерной для XVIII в. форме тондо. Поздние произведения художника на библейские и аллегорические сюжеты (Источник жизни, 1848—1858, Потсдам, музей дворца и парка Сан-Суси), трактованные в духе назарейцев, казались уже далекими от проблем, которые выдвигала перед художниками новая эпоха.

Лит.: Schmidt H. Wilhelm von Schadow. Dusseldorf, 1962; Hubner I. Schadow und seine Schule. Bonn, 1969; Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me