Янсенс, Абрахам ван Нейсен

(Janssens, Abraham van Nuyssen)

1575, Антверпен — 1632, Антверпен.

Фламандский живописец. Учился у Я. Снеллинка (с 1583), посетил Италию (1586—1601; возможно, вторая поездка ок. 1604—1605), где испытал влияние Караваджо. С 1601 мастер, с 1606 декан гильдии живописцев. Работал в Антверпене. Писал религиозные, аллегорические и мифологические картины. В отличие от ряда современных ему фламандских живописцев, развивавшихся в русле караваджизма, творчество художника отмечено чертами большей самостоятельности и свежести, в полнокровности его образов и в декоративности композиции ощущается непосредственная связь с традициями национальной живописи. Статичные фигуры отличались монументальным характером, в колорите преобладали локальные краски. С кон. 1620-х находился под сильным влиянием искусства Рубенса. Произведения: Диана и Каллисто (1601, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Медный змей (1607, Вена, дворец Шварценберг), Шельда и Антверпен (1609—1610, для зала Гос. совета муниципалитета в Антверпене, находится в Антверпене, в Королевском музее изящных искусств), Аллегория Мира (1614, Антверпен, дом Старого Арбалота), Аллегория Похотливости (1614, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Олимп (1615—1620, Мюнхен, Старая пинакотека), Оплакивание Христа ангелами (1615—1620, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Веселье и Меланхолия (1623, Мадрид, Прадо), Земля, воздух, огонь, вода (Царское Село, Екатерининский дворец), Венера и Адонис (Вадуц, галерея Лихтенштейн).

Лит.: De Bruegel a Rubens. L’ecole de peinture anversoise. 1550—1650. Exposition. Catalogue. Cologne, Anvers, Vienne, Antwerpen, 1992.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me