каталог Мессье

Каталог, содержащий около ста самых ярких галактик, звездных скоплений и туманностей, который был составлен французским астрономом Шарлем Мессье (1730-1817). Его первоначальный вариант, опубликованный в 1774 г., содержал 45 объектов, но благодаря открытиям коллеги Мессье Пьера Мешана позже был дополнен. Классификация каталога широко используется вплоть до настоящего времени, а входящие в него объекты обозначаются префиксом "M" и соответствующим номером каталога.

При составлении этого списка систематической основы не было. Непосредственный интерес Мессье был связан с поиском комет, и он отмечал те туманные объекты, которые наблюдал при изучении комет. Некоторые были впервые зарегистрированы Мессье, а другие к тому времени были уже известны.

В первом варианте публикации каталога Мессье имеются некоторые ошибки и несоответствия. В частности, M40 — двойная звезда, а M73 — группа из четырех звезд, и они не являются настоящими скоплениями. Идентификация M91 в первоначальном источнике сомнительна, а M102 — дубликат M101. Собственный список Мессье заканчивался номером 103; следующие семь номеров были добавлены в XX в.

1. КАТАЛОГ МЕССЬЕ — КАТАЛОГ МЕССЬЕ, каталог 109 ЗВЕЗДНЫХ СКОПЛЕНИЙ, ТУМАННОСТЕЙ и ГАЛАКТИК, составленный французским астрономом Шарлем Мессье (1730-1817). Научно-технический словарь