счёт источников

Зависимость числа наблюдаемых космических радиоисточников от их видимой светимости, используемая как тест для космологических моделей.

Метод счета источников имеет важное значение для определения структуры Вселенной. Уильям Гершель (1738-1822) использовал подсчет звезд, пытаясь объяснить строение Млечного Пути. Он потерпел неудачу, потому что не знал о существовании затемняющего межзвездного вещества.

К этому методу в 1950-1960-х гг. вновь обратились радиоастрономы, в частности, Мартин Райл из Кембриджа. Были построены графики числа обнаруженных по всему небу внегалактических радиоисточников для каждого диапазона звездных величин. Все эти источники представляют собой радиогалактики и квазары. Закономерность возрастания количества подсчитанных источников при увеличении пределов обнаружения телескопами более слабых источников может в принципе служить критерием для различных космологических теорий. Прежде всего Райл заявил, что счет источников подтверждает модель Большого Взрыва, в отличие от теории стационарной Вселенной, поддерживаемой теоретиком из Кембриджа Фредом Хойлом. Однако в настоящее время считается, что разделить результаты эволюции радиоисточников и космологические эффекты достаточно сложно.