КРАМСКОЙ Иван Николаевич

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87) — российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л. Толстой", 1873; "Некрасов", 1877-78) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам ("Христос в пустыне", 1872) — раскрытию сложных душевных движений ("Неутешное горе", 1884). КРАМСКОЙ Иван Николаевич (27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области — 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург) — российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в. Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" — типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге. Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ) — а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все — Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба — Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ("Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев") — 1883, Киевский музей русского искусства) — которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой) — добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника — неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей) — с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" — такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871) — упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873) — смерть ("Неутешное горе", 1884; все — Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба — там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68) — — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. Сочинения:Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2. Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974. Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980. И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988. М. Н. Соколов

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Крамской Иван Николаевич — (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Учился в петербургской АХ (1857-63). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Художественная энциклопедия
  2. Крамской Иван Николаевич — Известный живописец (1837-87). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона