Исход

I. ЗНАЧЕНИЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДЛЯ ИЗРАИЛЯ

1) И. из Египта имел столь огромное значение для народа Израиля, что в Писании более 60 раз упоминается об этом событии (напр., Втор 16:3; Пс 77:40-55; Ам 4:10);

2) более ста ссылок указывают на то, что И. определялся Божьим замыслом и был великим деянием Господа. Яхве открывает в нем Себя как Спасителя — это особо отмечается как в свидет-вах израильтян (Втор 26:5 и след.; Исх 32:11; 1Пар 17:21; Неем 9:9; Пс 79:9; Иер 2:6; Дан 9:15; Ос 12:13; Ам 2:10), так и в словах Самого Бога (около 80 примеров, в т.ч. Исх 3:8; Лев 11:45; Суд 2:1; 1Цар 8:8; 3Цар 8:16; Иер 7:22; Иез 20:5; Агг 2:5). В И. Господь столь определенно открылся ветхозаветным праведникам как Спаситель, что И. стал для них образом спасения (напр., Ис 19:19; 43:3; Зах 10:10). Пророки ожидали нового И. (Иез 20:34 и след.; Ис 43:14; 51:10 и след; 52:11), а именно возвращения евреев из плена. На то, что И. можно истолковать в мессианском смысле, указывает Мф 2:15, связывающий это событие с Иисусом Христом (ср. Ос 11:1; 2:17). Можно сказать, что И. из Египта имел для ветхозаветных праведников почти такое же значение, как смерть и воскресение Иисуса — для новозаветной Церкви.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСХОДА

Она подтверждается:

1) многочисл. библ. упоминаниями об И.;

2) распространенными среди израильтян личными именами егип. происхождения (напр., Моисей, Финеес, Офни, Пасхор);

3) егип. происхождением названий городов (напр., Раамсес, Пифом, Сокхоф);

4) библейскими описаниями Египта, ист. достоверность которых засвидет. археол. и др. научн. данными (напр., Быт 40:1 и след.,20 и след.; 41:8,30,35; 46:6,34; 50:2,26). Ни в одном из егип. источников об И. прямо не упоминается, поскольку египтяне часто замалчивали свои поражения.

III. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ИСХОДА

Библ. рассказ об И. содержится в Быт 37 — Исх 14:

1) Иосифа приводят в Египет (Быт 37; 39-41);

2) семейство Иакова поселяется в вост. части дельты Нила (Быт 45 и след.). Продолжительность пребывания там израильтян — 400-450 лет (ср. Быт 15:13-16; Исх 12:40 и след.; Деян 13:20; поскольку Гал 3:17, очевидно, засчитывает в общий срок, т.е. в 430 лет, время патриархов продолжительностью в 215 лет, то, в этом случае, на пребывание израильтян в Египте остается лишь 215 лет; см. Летосчисление, IV,3);

3) потомки Иакова воспринимаются как угроза для Египта. Их обращают в рабство. Приказ умерщвлять всех новорожденных мальчиков-израильтян поставил под угрозу само существование этого народа (Исх 1);

4) Бог спасает Моисея, повелевает ему стать вождем народа, призывает его и наделяет необходимыми способностями (Исх 2-5);

5) десять казней (см. Казни египетские) принуждают фараона отпустить израильтян (Исх 7-12);

6) израильтяне собрались в дорогу (позже в этот день они будут отмечать праздник Пасхи). Обходными путями, разбивая по пути свои станы в Сокхофе, Ефаме, Пи-Гахирофе, они добираются до Чермного моря (Исх 12-14);

7) войско фараона, преследующее народ Божий, гибнет в Чермном море (о гибели самого фараона ничего не сообщается), а израильтяне, благодаря чуду, явленному Богом, благополучно переходят на другой берег по морскому дну (Исх. 14).

IV. ДАТИРОВКА ИСХОДА

(см. Летосчисление, IV,2, см. Египет, V,Г)

1) если ориентироваться на 3Цар 6:1, где сказано, что Соломон приступил к строит-ву Иерусалимского храма через 480 лет после И. (а именно в 966 г. до Р. Х.), то И. произошел в 1446 г. до Р. Х. Значит, семейство Иакова пришло в Египет до 1800 г. до Р. Х. Начиная с 1400 г. до Р. Х., израильтяне под руководством Иисуса Навина покоряли народы, населявшие землю обетованную. След., фараоном, притеснявшим израильтян (Исх 1:8), мог быть Тутмос III (1490-1436 гг. до Р. Х.), а фараоном, правившим во время И., — Аменхотеп III (ок. 1400 г. до Р. Х.). Такая хронология согласуется с данными 3Цар 6:1 и Суд 11:26 и оставляет достаточно времени для событий, имевших место между И. и временем царств;

2) однако более вероятна другая датировка, исходящая из того, что фараоном во времена И. был Рамсес II (тогда его отец, Сети I (1304-1290 гг. до Р. Х.), был фараоном-притеснителем), т.к., согл. Исх 1:11, евреи ко времени Моисея построили города Пифом и Раамсес. В пользу этой версии говорят и археол. изыскания. В таком случае И. произошел между 1280 и 1250 гг. до Р. Х., семейство Иакова пришло в Египет прим. в 1700 г. до Р. Х., а Иисус Навин вошел в Ханаан ок. 1230 г. до Р. Х. Правда, при таком расчете остается слишком мало времени между И. и периодом Царств. Это время сокращается еще больше, если предположить, что фараоном-притеснителем являлся Рамсес II, а его преемник Мернептах (1224-1204 гг. до Р. Х.) был фараоном в период И. В пользу этого говорит тот факт, что строит-во городов Пифом и Раамсес (Исх 1:11) происходило в период правления Рамсеса.

V. МАРШРУТ ИСХОДА

1) отправным пунктом И. был Раамсес или Пи-Раамсес («дом Рамсеса») (ср. Исх 1:11; 12:37; Чис 33:3). С 1100 г. до Р. Х. этот город назывался Танис. Его отождествляли с Цоаном (Чис 13:23), что, однако, не соответствует действительности;

2) народ Израилев отправился в Ханаан не прямым путем по древней филистимской дороге, т.к. она была защищена целым рядом погран. укреплений, а через располож. прим. в 50 км юж. (и прим. в 13 км вост. Пифома) Сокхоф. (При раскопках были обнаружены остатки сооружений этого города;

3) от Сокхофа израильтяне двинулись далее на юго-восток, к Ефаму, располагавшемуся сев. Горьких озер, на краю пустыни Cур. Через Ефан (= «крепость») вела еще одна дорога в Ханаан, начинавшаяся в г. Он (Илиополь, Гелиополь);

4) затем, чтобы обмануть фараона, беглецы повернули обратно — на запад и на север (Исх 14:2 и след.) — и достигли места, где в третий раз расположились станом, «пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом (= «крепость», «башня») и между морем, пред Ваал-Цефоном». Названия «Пи-Гахироф» и «Мигдол» встречаются в егип. текстах, но местонахождение этих городов пока не установлено. Полагают, что Пи-Гахироф располагался юго-зап. Горьких озер. Мигдол, возм., находился у Джебель-Абу-Хасана, прим. в 20 км сев.-зап. Суэца. Тогда возм., что Ваал-Цефон — это совр. Джебель-Мурр, находящийся прим. в 10 км сев.-зап. Суэца, но такие предположения возникали и в отношении Джебель-Атаки, располож. зап. Суэца;

5) переход через «море» (Исх 14:9,22) произошел на пути из Пи-Гахирофа. При этом вряд ли может идти речь о совр. Красном море, к-рое находится на 20-30 км южнее. Вероятно, место перехода следует искать где-то в районе Горьких озер или к югу от них — в то время они еще соединялись с Красным морем.

VI. ЧУДО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ МОРЕ

Это явление может быть объяснено с естественно-науч. т.зр., что дает возможность обойти понятие чуда (напр., сильный ветер, отлив; см. Исх 14:21). Но Писание подчеркивает, что переход стал возможен только благодаря непосредственному вмешательству Бога (напр., Исх 14:14,16,18-21,26,30; 15:6; Чис 33:3). Домыслы о том, как Бог использовал при этом природные стихии, излишни, поскольку не объясняют самого главного (см. Чудо).

VII. КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ИСХОДА

Согл. Исх 12:37 и след., число вышедших из Египта мужчин достигало 600 тыс., общая же численность беженцев была гораздо больше. Поскольку Синайский полуо-в — относит. небольшая бесплодная область, многие считают эту цифру завышенной. Трудно представить, чтобы столь многочисл. народ в течение 40 лет мог находить здесь пропитание. Согл. Библии, израильтяне не только думали так же, но и испытали это на себе; и в этой ситуации Бог предстал как чудотворец, оказав им помощь (Исх 16; 17; Чис 20). Количество металла, к-рое израильтяне пожертвовали для сооружения святилища (Исх 38:21-24), говорит о том, что число мужчин могло быть прим. 600 тыс.; если же беглецов было меньше, то количество металла представляется невероятно завышенным.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. исход — -а, м. 1. книжн. устар. Действие по глаг. исходить 2 (в 1 знач.). Вход туда для всех открыт — Нет исхода уж оттуда. Пушкин, Ода LVI. 2. Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Малый академический словарь
  2. исход — Исхо́д/. Морфемно-орфографический словарь
  3. исход — Источник. Краткий церковнославянский словарь
  4. Исход — Вторая книга Пятикнижия (См. Пятикнижие). Большая советская энциклопедия
  5. исход — орф. исход, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. исход — В исходе (книжн.) — к концу чего-н. ► В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) — приближаться к концу, быть близким к полному израсходованию. ► День уже на исходе. Патроны были на исходе. Фразеологический словарь Волковой
  7. исход — см. >> конец, освобождение см. также -> роковой исход Словарь синонимов Абрамова
  8. исход — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? исхода, чему? исходу, (вижу) что? исход, чем? исходом, о чём? об исходе; мн. что? исходы, (нет) чего? исходов, чему? исходам, (вижу) что? исходы, чем? исходами, о чём? об исходах... Толковый словарь Дмитриева
  9. исход — ИСХОД -а; м. 1. к Исходить (2.И.; 1 зн.). 2. Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и. 3. Окончание, завершение, конец; результат чего-л. И. дела. Толковый словарь Кузнецова
  10. исход — ИСХ’ОД, исхода, ·муж. (·книж. ). 1. Движение, выход откуда-нибудь (·устар. ). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. • В исходе (·книж.) — к концу чего-нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (·книж. Толковый словарь Ушакова
  11. исход — 1. исход I м. устар. 1. Процесс действия по гл. исходить II 2. Результат такого действия; бегство пленённых евреев из Египта во главе с Моисеем. II м. Способ разрешения какого-либо затруднения, выход из сложного обстоятельства. III... Толковый словарь Ефремовой
  12. ИСХОД — ИСХОД ("Книга исхода") — вторая книга Пятикнижия. Большой энциклопедический словарь
  13. исход — См.: 1. исхаживать 2. исходить Толковый словарь Даля
  14. Исход — Библейское историческое событие, означающее выход еврейского народа из Египта. Во время своего пребывания в Египте евреи, пользуясь сначала милостями правительства, начали быстро размножаться, так что из них образовался целый народ. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. исход — ИСХОД, а, м. 1. Выход откудан. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный и. (смерть; спец.). Ладейный и. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический... Толковый словарь Ожегова