Книга пророка Авдия

I. АВТОР

О пророке Авдии известно только, что он, как об этом сказано в его книге, самой краткой в ВЗ, был евреем из колена Иуды.

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

В трудные для евр. народа времена пр. Авдий возвестил торжествующему Эдому суд Господа. Бог поможет Израилю и восстановит его царство. Композиционно К.п. А. подразделяется на три части:

1. Господь предвещает суд Эдому (1-9).

2. Отношение Эдома к евреям (10-14).

3. День Господень (15-21):

а) суд над всеми народами (15,16);

б) восстановление Израиля (17-20);

в) установление Царства Господа (21).

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

1) Пророк сообщает о падении Иерусалима и о злорадстве, проявленном по этому поводу Эдомом. Это позволяет предположить, что речь идет о разрушении Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до Р. Х., после чего пророки выступили с обличением эдомитян (Плач 4:21; Иез 25:12-14; 35:5,10-15; 36:5; ср. Пс 136:7);

2) исследователями предпринимались попытки отнести время написания К.п. А. к более раннему периоду — времени царствования Иорама (851-845 гг. до Р. Х.) — и рассматривать Авдия как самого старшего из пророков Свящ. Писания. При Иораме эдомитяне освободились от иуд. владычества (2Пар 21:8-10), а арабы и филистимляне захватили Иерусалим. В пользу такой датировки книги говорит тот факт, что в иуд. каноне К.п. А. стоит в одном ряду с сочинениями малых пророков, написанных до плена; кр. того, в Иоил 2:32, очевидно, содержится ссылка на Авд 17. Авдий говорит лишь о взятии и разграблении Иерусалима, но не упоминает ни о разрушении храма, ни о пленении жителей, ни о халдеях. Кроме Авдия об Эдоме говорят и другие, более поздние, пророки (Ам 1:6,9,11,12; 9:12; Иер 49:7-22), а эти тексты, как достоверно установлено, датируются более ранним периодом, т.е. до 586 г. до Р. Х.;

3) истинность этих двух версий датировки не доказана, но более прав-доподобным представляется предположение о более раннем происхождении книги.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me