Книга пророка Иеремии

I. АВТОР

Иеремия (евр. «возвышенный Господом») — второй из четырех великих пророков ВЗ — был сыном священника Хелкии из Анафофа. Еще совсем молодым он был призван Богом на пророч. служение; это произошло в 13-й год правления царя Иосии (627 г. до Р. Х.) (Иер 1:1-10). Его пророч. служение продолжалась при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, правление к-рых отмечено многими смутами и войнами. Все это время (вплоть до своей смерти ок. 580 г. до Р. Х.) Иеремия неустанно призывал народ к покаянию. Свою первую речь он произнес в Иерусалиме, куда его направил Господь (Иер 2:2). Он проповедовал везде, где находил слушателей: в храме (Иер 7:2), у гор. ворот (Иер 17:19), в долине сыновей Енномовых (Иер 19:2); не молчал он, даже будучи заключенным «во дворе стражи» (Иер 32:2). Горячо желая добиться спасения народа через обращение его к Богу, Иеремия прибегал не только к публичным выступлениям, но также к письм. посланиям (Иер 29:1; 36:2) и к наглядным символич. действиям (Иер 7:29). Его отличало необыкновенное упорство, к-рое не могли поколебать ни неудачи, ни греховное упорство народа, за спасение к-рого он боролся. Полвека призывал он иудеев к покаянию и пророчествовал о грядущих наказаниях. Но хотя пророчества Иеремии исполнялись, народ следовал не за ним, а за лжепророками. Бог не сразу обрушил на народ всю тяжесть Своей кары, а предостерег его посредством двух переселений в Вавилон (605 и 597 гг. до Р. Х.; см. Плен, III,3); однако народ продолжал идти путем нечестия. Окончат. суд свершился, когда Седекия, пренебрегши предостережениями Иеремии и положившись на помощь египтян, отважился на очередное восстание против Навуходоносора (4Цар 24:20; 2Пар 36:13; Иез 17:15). После длительной осады Иерусалим был разрушен, а народ угнан в плен (587 г. до Р. Х. см. Год). Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее либо вместе с пленниками следовать в Вавилон. Он остался на родной земле вместе с немногими обездоленными соплеменниками. Но и после этого спокойствие не наступило: был убит назначенный вавилонянами наместник Иудеи; из страха перед местью халдеев остававшиеся в стране евреи, вопреки предостережению Иеремии, бежали в Египет, вынудив пророка последовать за ними (Иер 40-43). Но Иеремия и там продолжал проповедовать против идолопоклонства; там же он предрек египтянам Божью кару. О смерти Иеремии в Библии ничего не сказано. Предание же гласит, что евреи побили его камнями в Египте ок. 580 г. до Р. Х. Тот, кто с невиданным упорством в течение 50 лет пытался остановить идущий к погибели народ, сам испытал великие страдания. Среди лиц, к-рых обличал Иеремия, были царь, многие пророки и священники (Иер 27:12-17); его заклеймили как предателя народа, к-рого надлежало «предать смерти» (Иер 38:4). Жители его родного города Анафофа грозились убить пророка (Иер 11:21). Тогда Господь взял Иеремию под Свою защиту (Иер 15:20), допустив, однако, чтобы священник Пасхор ударил его, а затем «посадил в колоду» (Иер 19:14 — 20:6). Во время осады города пророка, по приказу Седекии, схватили и посадили в темницу. Его бросили в яму, где он должен был умереть, но благодаря заступничеству Авдемелеха был освобожден (Иер 37:11 — 38:13). Однако самые жестокие страдания Иеремии были вызваны тем, что его народ на протяжении всех 50 лет не хотел внимать его словам. Под тяжестью такого бремени Иеремия почти усомнился в Боге и поддался искушению оставить свое служение (см. т.наз. исповедания Иеремии: Иер 11:18-23; 12:1-13; 20:7-18). Но Господь поддержал его, и Иеремия прошел свой скорбный путь до конца (Иер 20:7-18). Его дух укрепило и возвещенное ему Богом обетование о том, что время скорбей пройдет, Господь дарует людям спасение и заключит с ними новый завет (Иер 31).

II. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ КНИГИ

О времени создания книги говорится в ней самой. В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р. Х.) Иеремия, по Божьей воле, продиктовал Варуху (см. Варух) все произнесенные им к тому времени проповеди и пророчества, надеясь, что письм. слово окажется более действенным, чем его речи (Иер 36:1-4). Публичное чтение писаний пророка произвело на народ и на князей глубокое впечатление. Но когда свиток зачитывали царю, он стал отрезать от него кусок за куском и сжигать (ст. 23). По воле Господа К.п. И. была написана снова и даже дополнена «многими подобными словами» (ст. 27-32). Время ее полного завершения неизвестно.

III. СОДЕРЖАНИЕ

Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, к-рое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей (Иер 7:9; 19:4,5; 34:16). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению от грехов с тем, чтобы Бог явил Свою милость. Для того чтобы подвигнуть народ к покаянию, необходимо предупредить его о приближающемся наказании. Иудеи считали, что поскольку в Иерусалиме стоит храм Господень, то все несчастья минуют город. Поэтому Господь угрожал разрушить и город, и храм (Иер 26:6; 34:2; 37:8), а Божий народ рассеять среди язычников, угнав из страны, к-рую Он даровал его предкам. Но Бог при этом взывал к народу: «Исправьте пути ваши и деяния ва-ши, и Я оставлю вас жить на сем месте» (Иер 7:3). Помимо речей, обличающих современников Иеремии, мы встречаем у него пророчества, относящиеся ко времени после падения Иерусалима. Мы узнаем об ограничении вавил. владычества 70 годами (Иер 25:11), о возвращении евреев из плена и о восстановлении Иерусалима (Иер 30:18). Кр. того, уже в начале К.п. И. дается обетование о будущем спасении Израиля, когда люди не будут больше вспоминать о ковчеге завета, потому что Иерусалим станет «престолом Господа», к к-рому соберутся все народы (Иер 3:16,17). В момент величайшей нужды брошенный в темницу Иеремия снова и снова провозвещает грядущую славу Иуды и Израиля (Иер 30:1 — 33:26).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и представляет собой собрание речей пророка, произнесенных им почти за полвека. Приняв за кульминационный момент описание разрушения Иерусалима, композицию книги можно представить след. образом:

Введение: призвание пророка на служение (Иер 1:1-19).

1. Период до разрушения Иерусалима (2:1 — 39:18):

а) призывы к покаянию (2:1 — 29:32);

б) будущее спасение и новый завет (30:1 — 33:26);

в) осада и разрушение Иерусалима (34:1 — 39:18).

2. Период после разрушения Иерусалима (40:1 — 52:34):

а) рассказ о событиях, произошедших после ухода Навуходоносора (40:1 — 45:5);

б) пророчества о судьбе других народов (46:1 — 51:64);

в) краткий ретроспективный рассказ о разрушении Иерусалима (52).

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

К.п. И. можно назвать книгой о Божьем долготерпении, к-рое проявляется в Его любви и справедливости. Бог не может оставить к.-л. грех безнаказанным, особенно когда речь идет о прегрешениях народа, с к-рым Он вступил в завет (Иер 30:11,14,15). Но Бог не желает смерти грешника, Он наказывает его для восста-новления праведности в Своем творении, прежде всего в избранном народе (Иер 31:18-20). Любящий Бог стремится достичь Своей цели через увещевания, не прибегая к наказаниям. Поэтому к заслуживающему наказания народу Бог на протяжении десятилетий обращает Свое Слово через особых посланцев. В этом проявляется долготерпение Бога, Который наказывает лишь тогда, когда все Его предупреждения остаются без внимания (Иер 34:8-22). Наказание должно способствовать тому, чтобы народ продолжал быть носителем прежних обетований (Иер 31:1,2); тогда милостивый Бог дарует ему новые, еще большие обетования (ст. 31-34). Находящийся в завете с Богом, но обманутый лжепророчеством, народ Израиля отступил от Него и вопреки всем Божьим предостережениям упорно шел навстречу своей гибели. На этом мрачном фоне Иеремия подобен яркому лучу света. Верность делу служения Господу он сохранял до самой смерти; в награду за эту верность в часы великой нужды и сомнений ему были дарованы Божья помощь и защита.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me