Послание к Колоссянам

I. АВТОР, ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ

П.кК. было продиктовано ап. Павлом (см. Павел) в то время, когда он находился в заточении (Кол 1:24; 4:3,10); заключит. приветствие было написано им собственноручно (ст. 18). Неизвестно, в каком именно месте заключения находился Павел в момент написания П.кК. Чаще всего в этой связи называют Рим, а также Кесарию и Эфес. Соавтором Павла, участвовавшим в написании как П.кК., так и посланий к филиппийцам и к Филимону (Флп 1:1; Флм 1), считается один из его сподвижников — Тимофей (Кол 1:1; ср. также 1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Передали послание адресатам Тихик (Кол 4:7-9; Еф 6:2) и раб Онисим (Кол 4:9; Флм 10). Послание к Филимону и П.кК. содержат одно и то же сообщение (Кол 4:17; Флм 2), так что, вероятно, они были написаны одновременно. Содержание и стиль изложения во многом схожи с содержанием и стилем см. Послание к Ефесянам, к-рое, видимо, было написано тогда же или несколько позднее.

II. АДРЕСАТ И ПОВОД К НАПИСАНИЮ

П.кК. адресовано церкви в Колоссах (см. Колоссы), основ. Епафрасом (Кол 1:7), к-рый в момент написания послания находился рядом с Павлом (Кол 4:12). В послании Павел благодарит Бога за то, что в этой церкви царят вера, любовь и благоустройство (Кол 1:4; 2:5). Однако здесь, как, видимо, и в соседней Лаодикийской церкви, появились лжеучителя, поэтому П.кК. необходимо было прочитать в двух церквах (Кол 4:16). О том, какое именно лжеучение угрожало церкви, можно только догадываться, исходя из рассуждений апостола, — определенных сведений об этом нет. Лжеучителя в Колоссах отстаивали собственное, основ. на Законе представление о святости; они требовали обрезания всех верующих (Кол 2:11), соблюдения новомесячий, суббот и других праздников, а также определ. предписаний в отношении культовой чистоты (ст. 16,21,23). С др. стороны, в их служении ангелам проявляются черты, присущие гностицизму: Бог, по их мнению, не может непосредств. действовать в этом мире (ср. Ин 1:14), Он делает это только через иерархию различных духовных сил, благоволение к-рых наряду с благоволением Христа также необходимо для спасения (Кол 2:18 и след.). Павел определяет эти идеи как философию и человеч. учение, к-рое имеет лишь вид мудрости (ст. 8,22 и след.).

III. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступит. приветствие (1:1,2).

2. Благодарения и прошения:

а) благодарение Богу за духовную жизнь церкви (ст. 3-8);

б) просьба о дальнейшем возрастании церкви в познании Христа (ст. 9-12).

3. Значение личности и дела Христа (ст. 13-23):

а) Господь Царства и образ Бога (ст. 13-15);

б) посредник и цель всего творения (ст. 16 и след.);

в) Глава Церкви, примиривший мир с Богом (ст. 18-23).

4. Проповедь тайны Христа Его служителем Павлом (1:24 — 2:3).

5. Отпор лжеучителям (ст. 4-23).

6. Новая жизнь во Христе (3:1 — 4:6):

а) возможность новой жизни благодаря воскресению Христа (3:1-4);

б) совлечение ветхого человека с его делами (ст. 5-9);

в) облечение в нового человека (ст. 10-17);

г) практич. указания для повседневной жизни (3:18 — 4:6).

7. Сообщения и приветствия личного характера (ст. 7-18).

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Настоят. призывам лжеучителей к внешнему соблюдению Закона и их философским идеям, связывавшим спасение с ложным смирением и аскетизмом плоти (Кол 2:18,23), Павел противопоставляет реальность живого Христа и новой жизни в Нем. В противовес теории о иерархическом посредничестве божеств. сил апостол говорит о Христе как о Главе Церкви и о христианах как о членах этого единого организма. Христос есть образ Бога (Кол 1:15), Глава Церкви (ст. 18), Глава всякого начальства и власти (Кол 2:10): «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (ст. 9), и в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (ст. 3). Христос есть «упование славы» (Кол 1:27), в Нем верующие имеют искупление и прощение грехов (ст. 14), достигают совершенства (ст. 28) и совместно растут «возрастом Божиим» (Кол 2:19). Одним словом, Он является их «жизнью» (Кол 3:4). На этом основаны увещевания Павла христианам, к-рым надлежит облечься в образ Христа (ст. 10,12), сообразуя с этим свою повседневную жизнь (ст. 17 и след.). Им не должны помешать кажущиеся благоразумными, но по существу вводящие в искушение речи лжеучителей (Кол 2:4 и след.).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me