Сотворение мира, творение

I. ПОНЯТИЕ

Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Исх 34:10; Чис 16:30; Ис 22:11; Иер 31:22). Тем не менее под выражением «С. М.» прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, к-рым Он вызвал мир из небытия (Быт 1 и 2; Пс 103 и др.). В евр. языке глагол бара применяется исключит. по отношению к Божьему деянию С. М. и, след., отделен от человеч. «творчества» (то же и в НЗ: греч. ктидзо = «творить» относится только к Богу). Бара означает «становление, вызванное исключительно Божьей волей», когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Быт 1; Ис 45:5-7; 48:13 и др.); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, к-рые означают «делать», «образовывать», т.е. создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Ис 43:1,7; 45:7,18; Иез 28:13; Ам 4:13; ср. Быт 1:1,21,27; 2:3 и след., где употреблен глагол бара, с Быт 1:7,16,26). След., с т.зр. Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой.

II. СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОТВОРЕНИИ МИРА

А. АКТ СОТВОРЕНИЯ МИРА

1) рассказ о С. М. В Библии мы встречаемся с Богом, Который Сам свидет-вует о Себе в истории. Его первонач. созидат. деяние — составная часть единого историч. процесса (Ис 44:24; 45:7 и след.,11 и след.; Иер 27:5); действующий в истории Бог — это Бог Творец. Из этого следует:

а) начало мира — а именно его сотворение — непостижимо само по себе. Его нужно рассматривать как часть всеохватного деяния Бога, Который установил, что за первым сотворением мира последует второе, за началом — завершение (Ис 48:12; 1Кор 15:24 и след.; Кол 1:16 и след.). Не случайно Библия заканчивается прозрением «нового неба» и «новой земли» так же, как она начинается с сотворения существующих неба и земли (Откр 21:1; ср. Ис 65:17 и след.);

б) нельзя из истории о С. М. выделять только т.наз. «достоверные данные». Как бы ни было справедливо утверждение о том, что Бог требует в первую очередь веры, все же рассказ о С. М. никоим образом не свидет-вует лишь о том, что Бог создал мир; в нем — хотя и опосредованно — говорится об «истории» сотворения, т.е. этот рассказ значим и с т.зр. того, «как» был создан мир. Его нельзя переоценивать, рассматривая как протокол, составл. по рациональным правилам человеч. историографии, но нельзя и недооценивать, видя в нем легенду или миф, не имеющие ист. значения. Ведь то, что является историей для Бога, не укладывается в рамки постижимых человеком ист. законов. Так же как сообщ. в пророч. предвидении библ. знание о конце этого мира с Божьей т.зр. представляет собой историю, т.е. действительные, грядущие в перспективе события, так и знание о начале мира, сообщаемое в Божеств. откровении, может быть понято как пророч. ретроспектива, а след., как история с вытекающим из этого факта значением. Конечно, это откровение было дано библ. авторам в понятном для них виде, в контексте представлений о мире, бытовавших в то время; так, напр., рассказ о творении можно истолковать в рамках древневавил. картины мира, особенно, по-вествование о втором дне сотворения мира, где говорится о создании небосвода как полусферич., покоящегося на диске земли колокола, разделяющего воды мирового океана на земные моря и небесный океан. Хотя в Библии представлена своя собств. «картина мира», библ. рассказ вместе с тем допускает и такое толкование, к-рое никак не расходится с той картиной мира, к-рая существует в совр. естествознании. Поскольку совр. наука стала открытой для «другой (а именно, Божеств.) действительности», то она уже не тщится постичь и истолковать всю реальность. Следует иметь в виду, что во всяком пророч. видении обязат. присутствуют метафоры и образы, к-рые можно было бы «расшифровать», исходя из Писания в целом (см. Откр). Поэтому в принципе было бы правомочно истолковывать, напр. дела семи дней, в соотв. с Пс 89:5 — как череду эпох; «твердь» (Быт 1:6-8)- как разделит. «перегородку» между конечной, видимой действит-стью и действит-стью Божьей, а воды над твердью (Быт 7:11)- как угрожающие сатанинские силы хаоса, от к-рых Бог стремится обезопасить человека. Подобным же образом понимание рассказа о С. М. как Божеств. откровения позволяет, с ист. т.зр., серьезно отнестись к повествованию о прародителях в т.наз. «втором» со-общении о С. М. (Быт 2:4 и след.). «Создание» Адама и Евы (примечат. образом переданное глаголом яцар — «образовывать», «формировать», а не глаголом бара) следует понимать как Божье избрание из уже существующего человечества (в Быт 1:26 слово адам, «человек», является собират. понятием). Принимая во внимание образный характер откровения и особенности евр. мышления, отдельные детали повествования должны истолковываться не буквально, а как символы. Напр., ст. 7 по смыслу следует трактовать как «Господь Бог создал человека как прах земной» или, соотв., «глиняным», «из пыли» (для обозначения его ничтожности). Показат. для библ. рассказа о С. М. и то, что в нем совершенно отсутствует тема спора между собой нескольких богов, распростр. в мифах других древних народов. Отзвуки мифов, как, напр., обозначение «бездны», первобытного океана (Быт 1:2)словом техом, к-рое лингвистически напоминает о вавил. драконе хаоса Тиамате, относятся лишь к форме, по содержанию же они совершенно не мифологичны. Это особенно явно следует из того, что звезды, созд. в четвертый день С. М., названы не божествами, а подчеркнуто прагматически — «светилами», т.е. подчиненными Творцу созданиями. Так единый Бог свидет-вует о Себе как о Том, Кто Своим словом постепенно вызывает Свое творение из небытия, как об абсолютно отдел. от всего творения Создателе, тем не менее начинающем с этого творения историю мира. см. Человек с одной стороны, как цель творения, приравнен к прочим созданиям (он сотворен вместе со зверями полевыми, см. Еккл 3:19 и след.; Иона 3:7 и след.), с другой — как собеседник и довер. лицо Бога — в своем богоподобии он особо облагорожен и выделен (Пс 8). И свое предназначение человек находит не в природной сфере, а именно в связи с Творцом;

2) ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БИБЛИИ развивают, дополняют и подтверждают сообщение о С. М.:

а) в ВЗ особо подчеркивается способность Бога Своим словом вызывать из небытия: «Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс 32:9; а также Иов 38:11; Пс 32:6; 148:5; Ис 41:4; 44:27; 45:12; 48:13; Ам 9:6). Своим словом Бог властен не только дать, но и отнять жизнь (Втор 32:39; Иов 34:14 и след.; Пс 101:27; 103:29). Со Своими созданиями Он может делать «все, что хочет» (Пс 134:6), как горшечник с глиной (Иер 18:1-6; ср. Ис 29:16; 45:9). И постоянно продолжающееся рождение нового внутри сотвор. мира — это продолжение Его созидающих деяний, вызывающих из небытия в бытие (Исх 4:11; Неем 9:6; Пс 103:27-30; Иер 1:5; Ис 44:2; Мал 2:10);

б) НЗ признает свидет-во ВЗ о С. М. Частое употребление выражений «от начала мира», «в начале создания» или «от создания мира», «от начала тво-рения», «прежде основания мира» и др. (Мф 13:35; 25:34; Мк 10:6; 13:19; Лк 11:50; Ин 17:24; Еф 1:4; 2Пет 3:4; Евр 1:10) показывает, что НЗ рассматривает С. М. как подготовку к главному действию Бога в истории, Его спасит. деянию. Он, Своим словом вызывающий к бытию несуществующее (Рим 4:17; 2Кор 4:6) и сотворивший «все» (Деян 4:24; 14:15; 17:24; Еф 3:9; Кол 1:16; Откр 4:11; 10:6), есть первопричина и цель всего (Рим 11:36; 1Кор 15:27), Он достоин вечной славы и восхваления (Откр 4:11). Но НЗ не просто подтверждает сказанное в ВЗ, а идет дальше, свидет-вуя об участии в процессе С. М. Иисуса Христа. Завуалированно об этом говорит и ВЗ, упоминая о существовании персонифицир. «мудрости» как «художницы», родившейся еще до начала мира и участвовавшей в его создании (Притч 8:22-31). В НЗ эта вуаль сбрасывается: Словом, ставшим плотью (Ин 1:14), «все начало быть» (Ин 1:3; 1Кор 8:6); «все Им стоит» (Кол 1:17); через Него и «веки сотворены» (Евр 1:2). Однако все создано не только «через Него», но также и «для Него» (Кол 1:16). Это подробнее характеризует деяния Бога в С. М. и в истории, раскрывая их как деяния во спасение, последнее из к-рых совершено в Иисусе Христе.

Б. ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА

Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, к-рое после сотворения было «хорошо» (Быт 1), ворвался грех. Человек, одар. дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач. быть Его представителем в сотвор. мире, вступил в общение с богопротивной силой. Грехопадение Адама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Быт 3:17 и след.; Рим 5:12 и след.), и ныне «вся тварь совокупно» стенает об искуплении (Рим 8:19 и след.). Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, «бога», «князя» этого мира (Мф 4:8 и след.; Ин 12:31; 16:11; 2Кор 4:4; Еф 2:2). Сотвор. мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Евр 9:11), покорился суете (Рим 8:20); человечество оказалось заключ. в непослушание и в неверие (Рим 11:32). Хотя Бог и в этом гибельном мире «не перестал свидетельствовать о Себе» (Деян 14:17) — и это лишает человека всякого извинения, — но сердце человеч., омрач. непослушанием, извращает Божье творение (Рим 1:19 и след.).

В. ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА

В Ис 11:6 и след.; 65:25 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств. падшему творению. Осуществление этого обетования связывается с явлением «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11:1). У Бога есть замысел обновления падшего мира (см. Еф 1:10; Кол 1:28 и след.), основ. на Его любви: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11:32). То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то «ныне», когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Рим 14:25 и след.; Гал 4:4; Еф 1:9 и след.; Кол 1:26; 2Тим 1:10). Одноврем. с искупит. подвигом Христа, Который является «началом (нового) создания Божия» (Кол 1:18; Откр 3:14), сатана утра-чивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Лк 10:18; Ин 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком «во Христе», является уже «новой тварью» (2Кор 5:17; Гал 6:15; ср. также Ин 1:13; Еф 4:24; Кол 3:10), «творением, созд. во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф 2:10), в то время как до этого он был заключен в «плоть», т.е. в сотвор. мир, находящийся под властью сатаны и обреч. Господом на уничтожение. Через преображение в образ Иисуса «от славы в славу» (2Кор 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Рим 8:29; 1Кор 15:49; Кол 3:10; Еф 4:24). Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не «в себе самом», а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Рим 14:14; ср. Мк 7:14 и след.; 1Кор 10:26 и след.; а также Кол 2:20 и след.; Тит 1:15). «Всякое творение Божие хорошо и ... непредосудительно», если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1Тим 4:3-5). Новое творение, проявляющееся в возрождении (см. Возрождение) отдельных верующих внутри этого обреч. на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор. мир познает «возрождение» (Мф 19:28). Небо и земля, о к-рых говорится в Быт 1:1, перестанут существовать (Мк 13:31) и сменятся «новым небом» и «новой землей» (2Пет 3:13; Откр 21:1), «на которых обитает правда». Это новое творение будет окончат. откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Рим 8:21).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me