Аравия

(пустынная, бесплодная страна; 3 Цар 10:15), называемая туземцами Аравийским полуостровом, находится в западной Азии к ю. и ю.-з. от Иудеи. Протяжение оной от с. к ю. 1 500 англ. миль, а от в. к з. 1 200 англ. миль; граничит на с. Сириею, на в. рекою Евфратом и Персидским заливом, на ю. индийским океаном и на з. Чермным морем, Палестиною и частью Сирии. Разделяется издревле, со времен Александрийского географа Птоломея, на три части: Аравия пустынная — громадная, песчаная степь с разбросанными кое-где оазисами из пальмовых деревьев и источниками солоноватой воды. Она была некогда страною Измаильтян, а в настоящее время населена бедуинами, кочующими и хищническими племенами. Аравия счастливая — считалась и была весьма плодородною землею. Обитатели оной, считающие себя потомками Сима, мало походили на кочующих пастухов и хищников, населявших остальные части Аравии. Они имели постоянные жилища, жили земледелием и торговлею и владели некогда в значительной степени богатством и образованием. Знаменитое древнее царство Саби или Савеев (царица Савская) лежало на возвышенной плодоносной террасе ю.-з. конца Аравии, в нынешнем Йемене. Страна изобиловала благовониями, пряностями, бальзамом, золотом, драгоценными камнями; вела обширную торговлю с Тиром, Индиею и со всею переднею Азиею. Царица Савская, или южная, услышав о славе Соломона, прибыла с большими дарами в Иерусалим послушать его (3 Цар 10:2), на что указывает и сам Господь Иисус Христос (Мф 12:42). Аравия каменистая — занимает местность некогда бывшей страны Мадианской. Здесь жили Идумеяне и Амаликитяне, а равно могущественное и независимое племя Измаильтян. Она была страною пастухов и местом нескольких важнейших событий в истории Церкви Ветхозаветной. Здесь, по пустыне Аравийской — именно каменистой Аравии, Евреи по переходе через Чермное море странствовали 40 лет; здесь, на Синайском полуострове, находятся Библейские горы: Синай, гора законодательства Моисеева, и Хорив (см. означенные названия). Думают, что многие из ценных предметов, упоминаемых в Исх 30:23-24, особенно же бальзам, вывозились из Аравии, и даже в настоящее время купеческие караваны, из потомков Кушитов, Измаильтян, и Мадианитян, нередко тянутся тою же самою пустынею, почти с теми же самыми предметами торговли и точно таким же образом, как и в дни Моисея. Если какой либо народ в мире представляет в своей истории образец сколько глубокой древности, столько же и простоты нравов, то это, конечно, Аравитяне, или арабы. Всякий кто вздумал бы посетить их видит себя как бы внезапно перенесенным в допотопные века. Из всех восточных народов арабы распространились далее прочих по земному шару и при всех своих странствованиях они гораздо лучше сохранили свой язык, нравы, обычаи, чем другой какой либо народ. Лучшие пояснения Библейских обычаев и языка дает нам Аравия. Народонаселение оной еще доселе по своей наружности, виду, обычаям, образу жизни, почти то же, что было и во времена патриархальные, или судей, народа еврейского в Палестине. Доселе еще они живут в шатрах или палатках и вполне сохраняют древние формальности и предания приветствий, благожеланий и гостеприимства. Салам-Алским — «мир с тобою» — слышится доселе в пустыне, как в то время, когда странники подходили к дверям шатра Авраама. Многие арабские племена, живущие набегами и хищничеством, считают первым благом быстроту своих коней, как в период еврейских пророков. Арабский язык, как родственный еврейскому, но еще более подвижный и многообразный, оказывается весьма полезным в филологическом отношении при истолковании Ветхого Завета. Самые яркие пояснения многих обычаев, упоминаемых в Свящ. Писании, заимствуются из обычаев и нравов Аравитян и в этом отношении они, конечно, гораздо драгоценнее для нас, чем те пряные растения, благовония и золото, которые служили некогда предметом вывоза их обширной древней торговли. Самое раннее наименование Аравии в Свящ. Писании есть следующее: земля восточная (Быт 25:6), а народонаселение оной известно под названием: жителей востока (Суд 6:3, 7:12). Соломон находился отчасти в сношениях с царями Аравийскими, когда флот его проходил мимо Аравийского залива для морской торговли с Офиром, в Индии (3 Цар 10:15). В Пятидесятницу, в день сошествия Св. Духа на апостолов, в числе собравшегося к апостолам народа были и Аравитяне (Деян 2:11). Впоследствии в Аравии было основано несколько христианских церквей.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Аравия — (лат. Arabia) римская провинция в Зап. Азии; образована в 106 н. э. в результате завоевания императором Траяном территории Набатейского царства (См. Набатейское царство). При Диоклетиане (ок. 297) А. была разделена на 2 провинции с центрами Петрой и Вострой. Большая советская энциклопедия
  2. Аравия — Аравия, аравитяне (арабы). Название А., возм., происходит от евр. арава = пустыня. Тогда слово «аравитяне» означает «жители пустыни или степи», араб. обозначение саркиюн (ср. «сарацины») означает «жители страны востока». I: 1) едва ли библ. название... Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. Аравия — • Arabia, ή Ἀραβια в обширнейшем смысле — полуостров юго-западнее Азии, границы которого составляют: на севере — Сирия и Палестина, на западе — Египет и Аравийский залив, на юге — Эрифрейское море, на востоке — Персидский залив... Словарь классических древностей
  4. Аравия — Ар’авия (3Цар.10:15 ; 2Пар.9:14 ; Пс.71:15 ; Ис.21:13 ; Иер.25:24 ; Гал.1:17 ; Гал.4:25) — огромное, большей частью пустынное пространство южнее Сирийской пустыни, включающее в себя весь Аравийский полуостров и весь Синайский полуостров. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Аравия — Ара́вия др.-русск., ст.-слав. Аравиѩ (Супр.). Из греч. 'Αραβία. Аравитя́нин преобразовано из греч. 'Αραβίτης. Ср. ара́б, ара́п. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. Аравия — I (обитателями страны называется Джезирет-эль-Араб, т. е. Аравийский остров; турки и персияне называют ее Арабистан) — представляет обширный юго-западный полуостров Азии... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона