Есть, еда

(Ис 66:17). Евреи чуждались есть и пить с египтянами, равно как и египтяне в столе не сообщались с Евреями. «египтяне не могут есть с Евреями, — замечает свящ. бытописатель, — потому что это мерзость для египтян» (Быт 43:32). Учение Иисуса Христа привлекало массу народа, и вот в числе других слушателей мытари и грешники приближались слушать Его. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:12). Главное обвинение против апостола Петра состояло в упреке ему со стороны обрезанных, «что он ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян 11:3). Обычай у Евреев вкушать пищу за обедом и ужином доселе еще остается в патриархальном виде у всех Восточных народов. Гости обыкновенно возлежали на скамьях, или ложах, склонившись на левый локоть, и пользуясь при еде главным образом правою рукою. Это особенное положение тела при трапезе дает живой интерес событию, описанному в Евангелии от Луки (7:36,50), и интерес вполне естественный, т. е. женщина — грешница, узнавши, что Господь Иисус Христос возлежит в доме фарисея взошла в дом, обливала ноги Господа слезами и отирала волосами головы своей. Также очевидно, что при возлежании за трапезой всякий присутствующий легко мог склонить свою голову на грудь другого, как, например, и св. Иоанн Богослов на Тайной вечери «возлежал на груди у Иисуса» (Ин 13:23). Женщины никогда не присутствовали в качестве гостей за иудейскими обедами и ужинами. Настоящий обычай еды у Восточных народов поясняют некоторые интересные места Свящ. Писания и особенно Нового Завета. В Сирии присутствующие за трапезою пользуются своими пальцами; нож, ложка и тарелка употребляются только чужестранцами, и то только в виде особенной для них привилегии. Хлеб, который очень тонок, омакается в какой-либо суп из растений и овощей; и если на столе находится очень лакомый кусок, то хозяин дома берет его своими пальцами и подносит к устам гостя. Из Евангелия Матфея (26:23) явствует, что Иуда предатель возлежал на Вечери довольно близко от Иисуса, чтобы опустить свою руку в одно и то же с Ним блюдо; то же видно и из других дополнительных к сему событию обстоятельств, приводимых в Евангелии от Иоанна (13:26-27). По свидетельству англ. путешественника д-ра Вилькинсона — у египтян обычай употребления пищи состоит в следующем: обеденные столы были продолговатые, быть может той же самой формы, какая существовала и во времена Фараонов; это, между прочим, подтверждается тем фактом, что братья Иосифа за обеденным столом «сели перед ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его» (Быт 43:33). Только один Иосиф обедал один за особым столом. Столы не покрываются какою-либо скатертью, подносов при разноске кушаний также не употребляется. Без ножей и вилок египтяне вынимают куски мяса из горшка пальцами и едят их, как и современные Азиаты, всегда держа в своей правой руке. Ложки подаются за столом только тогда, когда неизбежно того требуют суп, или другая жидкая пища; в некоторых же случаях, именно когда, например, нужно было разрезать большой кусок мяса, подавали и нож. Эти обычаи при еде доселе еще сохраняются на Востоке. Делить с кем-либо пищу считалось на Востоке знаком взаимного доверия и дружбы; отсюда сила выражения: «Человек мирный со мною на которого я полагался, который ел хлеб, мой, поднял на меня пяту» (Пс 40:10. Подробности см. в ст. Обед и Ужин).

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me