Иордан

(течение, ниспадение; Быт 13:10, Ис.Нав. 1:2, Мф 3:5, Мк 1:5, 9, Лк 3:3, Ин 1:28 и др.) — эта священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в Быт 13:10. Начало Иордана относят к различным потокам, текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большого источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов, и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник, на коротком протяжении, соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану. Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиною в 2 локтя и длиною в 3 мили. В 3/4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающеюся быстротою в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец, вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море. Впрочем, вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенною точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем не судоходна для путешественников и потому, что не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее. Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г. Над рекою к ю. от озера Гуле построен мост, называемый арабами: мост дочерей Иакова (Дшизрбени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере, в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен сарацинами, или даже во времена римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря. Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт 13:10, 32:10, Чис 13:29). Она упоминается в Иов 40:18. Иордан был чудесно перейден Ис. Навином и Евреями (Нав 3:4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории, как, например, во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля — Моавитянами, Мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских, исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар 2:8-14, 5:14). Но что всего важнее и священнее для всего христианского мира — это то, что в Иордане близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. На Иордане же в земле иудейской крестил Господь и Его ученики (Ин 3:22). «А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (ст. 23). Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого Христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни, и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских! Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3/4 версты, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, «вержению камени». Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимою и весною делается мутною, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодною, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и при том без всякого вреда для своего здоровья.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иордан — ИОРДАН Вильгельм (Wilhelm Jordan, 1819—1904) — немецкий писатель; в 40-х гг. был политическим поэтом, издал сборники стихов «Glocke und Kanone» (Колокол и пушка, 1841) и «Irdische Phantasien» (Земные фантазии, 1842). Литературная энциклопедия
  2. Иордан — 1) река, впадает в Мертвое море; Ливан, Сирия, Израиль, Иордания. Известен ряд этимологии из семит, языков: 'канава, сток', 'шуметь, журчать', 'струиться, нисходить'. Совр. араб. Эль-Урдунн, иврит Ха-Ярден. См. также Мертвое море. 2) р. см. Бетлехем, ЮАР Топонимический словарь
  3. Иордан — (Jordan; от семитского "канава, сток", "шуметь, журчать", "струиться, нисходить"; арабское Эль-Урдунн, на иврите Ха-Ярден), река на Ближнем Востоке (Израиль, Иордания, Сирия, Ливан). Длина 252 км, пл. басс. 18 тыс. км². Берёт начало на зап. склонах хр. Словарь географических названий
  4. ИОРДАН — (Jordanis, Jordanes) — готский историк 6 в. Гот (остгот) по происхождению, И. был секретарем аланского военачальника Гунтигиса Базы, состоявшего на службе у Вост. Рим. империи. Позднее... Советская историческая энциклопедия
  5. Иордан — I Иорда́н (Jordanis, Jordanes) готский историк 6 в. Остгот по происхождению, И. был нотарием (секретарём) аланского военачальника, состоявшего на службе у Восточно-Римской империи. Главное сочинение... Большая советская энциклопедия
  6. Иордан — Иордан (евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда»), главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне — юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. — Банияс — берет свое начало в древней Кесарии Филипповой (см. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Иордан — Иордан Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. Иордан — • Iordănes, Ίορδάνης в Ветхом Завете Иарден, главная река Палестины, берет начало на Гермоне или Антиливане, протекает по стране с севера на юг, 35 часов в длину, образует озера Мером (н. Эль-Гуле) или Самахонитское и Генезарет или Тивериадское... Словарь классических древностей
  9. Иордан — Иорд’ан — главная река Палестины, берущая начало из нескольких источников на склоне горы Ермон, протекающая через маленькое, полуболотистое озеро Мером (ныне — Гуле), Галилейское (Геннисаретское) озеро и впадающая в Мертвое море. Библейский словарь Вихлянцева
  10. Иордан — А, муж. Стар. редк. Отч.: Иорданович, Иордановна. Происхождение: (Др.-евр. Iarden — название реки в Палестине.) Именины: 15 февр. Словарь личных имен
  11. иордан — ИОРДАН, и, ж. Место на реке, где производится освящение воды, отмечаются нек-рые церковные праздники [по названию реки Иордана, в к-рой по евангельскому сказанию крестился Иисус Христос]. Зимняя... Толковый словарь Ожегова
  12. ИОРДАН — ИОРДАН — река на Ближнем Востоке. 252 км, площадь бассейна 18 тыс. км2. Протекает по тектонической впадине Гхор, через оз. Хула и Тивериадское, впадает в Мертвое м. Используется для орошения. ИОРДАН (Jordanis — Jordanes) — остготский историк... Большой энциклопедический словарь
  13. Иордан — Иордан (Jordanis, Jordanes) остготский историк VI в. Главное сочинение «О происхождении и деянии гетов» (доведено до 551; в основном сокращённое изложение несохранившегося труда Кассиодора) — важнейший источник по истории готов. Большая биографическая энциклопедия