Иосиф

(прибавление, присовокупление) — имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. — старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие, и, в отличие от братьев, сделал ему богатую, разноцветную, одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, например, Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф, несомненно, доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его. Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. «Вы слушайте, — говорил он им однажды, — сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». — «Неужели ты будешь царствовать над нами?» — сказали ему на это братья. «Я видел, — рассказывал Иосиф в присутствии отца — второй свой сон: вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне». — «Что это за сон, который ты видел? — заметил на это с неудовольствием отец, — неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» Посему-то братья Иосифа решились, было, убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. За тем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову со словами: «мы это нашли; посмотри, сына ли твоею эта одежда, или нет?» Иаков тотчас же узнал ее. «Это одежда сына моего, — воскликнул он, — хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф» и, разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (шеол). В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей Фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугою в своем доме, а потом, увидав его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне видимо почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. «Иосиф же был красив станом и красив лицом», — замечает свящ. бытописатель (Быт 36:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: «как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом?» — говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на его честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (гл. 39). В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» (Пс 104:18), — замечает по поводу сего Псалмопевец, — «но и в темнице Господь был с Иосифом, и со всем, что он делал. Господь давал успех» (39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф, наконец, был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил Фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то Фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное). В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужество Асенефу, дочь жреца Илиопольского, от которой он имел двух сыновей — Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время Фараоном Иосифу. «И снял Фараон перстень свой с руки своей, — говорит он, — и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему: велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! и поставил его над всею землею египетскою» (41:42-43). Первым делом Иосифа, в новом высоком звании было обозрение всей земли египетской (ст. 46). В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли египтян, так что они все постепенно переходили в собственность Фараона. Таким образом, Иосиф купил всю землю египетскую для египетского царя, и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева, и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых, произведений отдавать Фараону за право пользования царскою землею. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от Фараона (Быт 41:46-49, 53-56 и др.). Наконец, голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их, и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт 42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался. Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкою хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. — «Не пойдет сын мой с вами, — говорил на это Иаков, — потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастие на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб» (42:38). Иуда сказал ему на это: «отпусти отрока со мною…, я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни». Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собою в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташков и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. «Бог же всемогущий, — сказал он при этом, — да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» (43:14). По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: «здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?» Они отвечали: «здоров раб твой, отец наш; еще жив». — «Благословен человек сей от Бога!» — сказал Иосиф, и преклонились они. Увидав Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: «это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали?» и сказал: «да будет милость Божия с тобой, сын мой». Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал со своего стола впятеро более чем прочим. После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. — «Нет, я этого не сделаю; — говорил он, — тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом». Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред Отцом. «Итак, — заключил Иуда, — пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего: а отрок пусть идет с братьями своими». — «Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (44:33-34). Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: «Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египте. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут… Идите скорее к отцу моему… скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их». Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно: землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. «Довольно (сего для меня); — воскликнул Иаков, услыхав от прибывших к нему сыновей в землю Ханаанскую о владычестве Иосифа над всею землею египетскою, и увидав колесницы, присланные Фараоном, — довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь. Услыхав об его приближении, Иосиф выехал к нему навстречу в Гесем, и, увидав его, пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: «Умру я теперь, увидав лицо твое, ибо ты еще жив» (46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской. Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23), и, умирая, взял от своих братьев клятву — погрести его кости в земле Обетования (ст. 24-25), доказывая этим свою веру, которою руководствовался неизменно во всю свою жизнь. Потому-то ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр 11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. По местному преданию, среди египтян сохранилось живое воспоминание о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из египетских каналов — канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего. Чис 13:7 — отец Игала, одного из соглядатаев земли Обетованной. 1 Пар 15:2-9 — из сынов певца Асафа, в царствование Давида. 2 Пар 19:20, 3 Цар 11:28. В означенных цитатах под домом Иосифа разумеются колена Ефремове и Манассиино. 1 Езд 10:42 — Израильтянин, сын Вания, женатый на иноземке и оставивший ее. В 2 Езд 9:34 он значится из сынов Езора. Неем 12:14 — из священников дома Шевании, во дни Иоакима. Иудифь 8:1 — предок Иудифи. 1 Мак 5:18, 56:6 — еврейский военачальник, разбитый Горгием, во времена Иуды Маккавея. 2 Мак 8:22 — лицо, упоминаемое в числе братьев Иуды Маккавея, вероятно вместо Иоанна. Лк 3:30 — один из предков Господа Иисуса по плоти, упоминаемый в Его родословии, сын Иоаннов, современник Охозии. Лк 3:26 — также из предков Господа, сын Иуды, потомка Зоровавеля. Мф 1:16 и др. — обручник Пресв. Девы Марии Богоматери, сын Иакова (1:16), из рода Давидова (1:20, Лк 1:27), муж праведный и благочестивый, но живший в Назарете в бедности и снискивавший себе пропитание своими трудами. Он был древодел, или плотник. По-видимому, умер до вступления Господа Иисуса Христа в общественное служение. При распятии Господа его уже не было в живых. Память его совершается Церковью 26 декабря. Деян 1:23 — Иосиф, называемый Варсавою и прозванный Иустом, вынимал жребий вместе с Матфием, в присутствии апостолов, для замены Иуды предателя. Жребий, как известно, выпал Матфию. Он принадлежал к числу 70 апостолов. Память его 4 января. Мф 27:57- 59, Мк 15:43, Лк 23:50-53, Ин 19:38-42, Ис 53:9 — Иосиф Аримафейский, так названный по происхождению из города Аримафеи, или Рамы, находившегося недалеко от Иерусалима. Он был членом синедриона и тайным учеником Господа Иисуса. При распятии Господа Иосиф просил тело Иисусово у Пилата, и с его помощью жены мироносицы, служившие Господу при жизни, погребли тело Его в новом гробе, высеченном в скале, приготовленном собственно для самого Иосифа и находившемся в его саду. В Евангелии Марка (15:43) и Лк (23:50) он называется членом совета, человеком добрым и правдивым, ожидавшим царствия Божия. Предание, по которому Иосиф Аримафейский будто бы первый проповедовал Евангелие в Англии, мало правдоподобно. По другому преданию он был одним из 70 апостолов. Местонахождение его сада очевидно примыкало к Голгофе. Трогательна и умилительна стихира, воспеваемая в память его в великую субботу после отпуска утрени: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного». Память его празднуется Церковью 31 июля и в неделю Св. Мироносиц.

Источник: Библейская энциклопедия архимандрита Никифора на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иосиф — ИОСИФ С. О. — см. статью Румынская литература. Литературная энциклопедия
  2. ИОСИФ — (Joseph). В Австрии: И. I (26. VII. 1678 — 17.IV.1711) — государь, император "Священной Рим. империи" в 1705-11. Старший сын имп. Леопольда I. Продолжил войну за Исп. наследство (1701-14), начатую при его отце. Советская историческая энциклопедия
  3. ИОСИФ — I Прекрасный (Иосиф — евр. jôseph, из jôseph-el, «бог да умножит»), в традициях иудаизма, христианства и ислама (Йусуф) сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рожденных в Месопотамии)... Мифологическая энциклопедия
  4. Иосиф — I Ио́сиф (Joseph) В «Священной Римской империи» и австрийской монархии Габсбургов: И. I (26.7.1678, Вена, — 17.4.1711, там же), император в 1705—11. Старший сын императора Леопольда I. Энергично продолжал войну за Испанское наследство (1701—14). Большая советская энциклопедия
  5. Иосиф — (?—1652, Москва), патриарх Московский и Всея Руси с 1642. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. В бытность патриархом способствовал расширению деятельности московского Печатного двора; при нём были впервые изданы Жития русских святых... Москва. Энциклопедический справочник
  6. Иосиф — Иосиф (евр. Йосеф, «Он (Бог) прибавит (еще детей)»). I: 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22-24). Из сопоставления ст. 25 и Быт 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. иосиф — Целомудрен, как иосиф Словарь синонимов Абрамова
  8. Иосиф — И’осиф (прибавление) — а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 -24). Библейский словарь Вихлянцева
  9. Иосиф — орф. Иосиф, муж. имя (Иосифович, Иосифовна) Орфографический словарь Лопатина
  10. Иосиф — А, муж.; народн. Осип, -а; разг. Иосип, -а; прост. к Ёсип, -а. Отч.: Иосифович, Иосифовна; разг. Иосифыч. Производные: Иося; Осипка; Ося. Происхождение: (Др.-евр. имя Iosef — он (т. е. бог) приумножит, добавит. Словарь личных имен
  11. ИОСИФ — ИОСИФ (нем. Joseph) — герой романа Т.Манна «Иосиф и его братья» (1933-1943), знаменитый Иосиф Прекрасный из Ветхого завета, сын Иакова и Рахили, проданный завистливыми братьями в рабство, попавший в Египет, где он, сделав замечательную карьеру... Энциклопедия литературных героев
  12. ИОСИФ — ИОСИФ — в библейской мифологии любимый сын Иакова и Рахили; был продан братьями в рабство, после долгих злоключений стал править Египтом. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Египет, он поселил их в этой стране. Большой энциклопедический словарь
  13. Иосиф — Иосиф (в миру Овсей Аргутян) (1743—1801), католикос всех армян с 1800, князь Аргутинский-Долгорукий (1800), один из организаторов армянского освободительного движения, военного союза с Россией, создания армянских поселений на юге России. Большая биографическая энциклопедия