Венецианов, Алексей Гаврилович

Венецианов, Алексей Гаврилович

— живописец (1780—1847). Сын дворянина, родом из нежинских греков, он сначала служил землемером и в свободное время занимался живописью; потом, переселившись в Петербург, В. пользовался уроками Боровиковского. С 1810 г. носил звание почетного вольного общника Император. Акад. художеств, а с 1830 г. — придворного живописца. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Должен считаться первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. В. был одним из деятельных членов петербургского Общества поощрения художников и, при помощи кн. П. М. Волконского, завел у себя в Вышневолоцком уезде нечто вроде художественной школы, в которой получили подготовку многие русские живописцы (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др.). Произведения его кисти отличаются старанием воспроизвести природу с возможною точностью, не блестящим, но гармоничным колоритом и некоторою сухостью исполнения. Кроме деревенских типов и сцен из простонародного быта, он писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых произведений этого художника лучшими считаются: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в московск. Публич. музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Имп. Эрматаже), "Гумно", "Спящий пастушок" и "Помещица, занятая хозяйством" (все три в музее Акад. художеств), а из религиозных картин — "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебн. заведений в СПб.).

А. С—в.

{Брокгауз}

Венецианов, Алексей Гаврилович

(Alexei Venezianof); портретист, родоначальник русского жанра и гравер крепкой водкой. Сын греческого выходца Форнаки-Венециано; род. в 1779 в Нежине; служил землемером, a переселившись в Петербург, занялся живописью при пособии Боровиковского. За свой собственный портрет избран в назначенные, a в 1812 г., за портрет К. Гловачевского с детьми (находящийся y гр. И.И. Толстого), получил степень академика. В этом же году, одновременно с Теребеневым, занимался гравированием карикатур 1812 года. Живя летом в своем поместье, в Вышневолоцком уезде и в Петербурге, занимался этюдами с натуры; в 1817 г. он награвировал несколько типов петербургских разносчиков для издания "Волшебный фонарь" кн. Вяземского (1817 г.).

Он был одним из деятельных членов Общества Поощрения Художников, и при содействии кн. П.П. Вяземского завел y себя нечто вроде школы, в которой учились: Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и А. Мокрицкий. С 1830 г. Венецианов носил звание придворного живописца. Умер в Тверской губернии 1 декабря 1847 (Сомов. Каталог Акад. художеств). В собрании Ваулина имя Венецианова помечено карандашом на девяти карикатурах 1812 года (помета сделана, судя по почерку, рукою Галактионова); по сличении с ними других карикатур, к этим 9 прибавлено мною еще 11, что составляет всего 20 карикатур; a именно:

1. Французское воспитание. См. Русск. Народ. Карт., II, № 419.

2. Еще французское воспитание; там же, № 420.

3. "Жид обманывает вещами... Француз воспитанием"; № 421.

4. Французский парикмахер; 422.

5. "Деятельность француженки в магазине"; 423.

6. "Модамов из Москвы вить выгнали"; 424.

7. Изгнание французских актрис; 426.

8. Наполеон после сражения под Малоярославцем; 431.

9. "Не все коту масляница"; № 445.

10. "И на нашей улице праздник, кричит Прусак"; 446.

11. Зимние квартиры; 449.

12. Неправильная ретирада; 453.

13. Северный Амур; 467.

14. "Чем победил его — нагайкой"; 468.

15. Казаки прокатывают французских офицеров; 472.

16. "Французы голодные крысы в команде y старостихи Василисы"; 480.

17. "Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы"; 481.

18. "Французские гвардейцы под командой бабушки Спиридоновны"; 485.

19. Наполеон уже в Сенате; 510.

20. "Большая Французская Армия, задача по Галлевой системе"; 512.

21—60. 40 картинок к изданию: Волшебный Фонарь, или зрелище С.-Петерб. расхожих продавцов. Ежемесячное издание в 1817 год, издаваемое Павлом Петровым (кн. П.П. Вяземским). Lanterne magique... Lanterna magica... СПб., 1817. 4°. Всего вышло этого издания 12 выпусков, с текстом кн. П.П. Вяземского. Впереди картинка: "Русский Народный Праздник (Fête nationale russe. Russischer Volksfest", литография; затем следует 40 типов, гравированных крепкой водкой, почти без теней, и раскрашенных. Представляю перечень им в азбучном порядке:

1. Водовоз. Le porteur d'eau. Der Wassertràger. — 2. Господин и извозчик (тоже на франц. и немец. яз.). — 3. Гребенщик и девка. — 4. Дворник и трубочист. — 5. Девочка покупает вареные груши. — 6. Квасник и сбитенщик. — 7. Колонисты. — 8. Конфетчик и парикмахерский ученик. — 9. Кормилица и разносчик. — 10. Крестьянин и крестьянка. — 11. Купец и артельщик. — 12. Купец покупает орехи. — 13. Кухарка и фонарщик. — 14. Кучер и блинник. — 15. Матрос и лакей. — 16. Модная торговка и бухарец. — 17. Молочница и прачка. — 18. Маляр и щекатур. — 19. Мясник. — 20. Обручник. — 21. Пирожник. — 22. Повар покупает сапоги. — 23. Почтальон и градской страж. — 24. Разносчица календарей и журналов. — 25. Разносчик бюстов. — 26. Разносчик ваксы. — 27. Разносчик посуды. — 28. Разносчик сапогов и башмаков. — 29. Разносчик с корзинами. — 30. Разносчик с книгами и сочинитель. — 31. Разносчик с цветами и госпожа. — 32. Рыбак и разносчик дичи. — 33. Саешник. — 34. Стекольщик и конопатчик. — 35. Торговка и еврей. — 36. Торговка и щеголек. — 37. Хлебник. — 38. Чухонец продает масло. — 39. Шарлатан и школьник. — 40. Ямщик и пирожник. В собрании Е.Н. Тевяшова имеется лишний лист с № 10, разносчик фруктов; в него же некоторые из выше описанных №№ имеются в отпечатках, до подписи, с одними нумерами.

В некоторых из этих картинок типы переданы очень верно и живописно, и в этом отношении они далеко лучше красивых офортов Лепренса и Гейслера; но за рисунок похвалить автора нельзя.

61. Литографированный заголовок, с подписью: "О общественном призрении в России... 1818 г. СПб.", с виньеткой, изображающей мудрость. На колонке надпись: "к общему благу" и "Венецианов".

Очень хороши типы, рисованные Венециановым и литографированные:

62. Н. Крыловым: "Настя и Маша"; и учеником Венецианова А. Тырановым: — 63. Капитошка. — 64. Захарка. — 65. Палагея. — 66. Искательница грибов. — 67. Мальчик с топором. Дружка предыдущему. — 68. Крестьянская девица с серпом в левой руке. "А. Венецианов".

69. Мать, учащая детей своих молиться. — "Писал А. Венецианов. — Рис. на камне П. Смирнов".

70. Крестьянка с кувшином и

71. Мальчик, пускающий мыльные пузыри, обе последней литографии без всякой подписи. (Е.Е. Рейтерн). См. тоже: Сергеев. Портрет Венецианова награвирован В.А. Бобровым, в виде заметки на первых отпечатках картинки: "воть те и батькин обед". Портрет делан с живописного оригинала, писанного самим Венециановым и находящегося в Академии художеств.

{Ровинский}

Венецианов, Алексей Гаврилович

академик портретной и бытов. живописи И. А. X., импер. живописец; р. 12 февр. 1780 г., † 7 дек. 1847 г.

{Половцов}

Венецианов, Алексей Гаврилович

(1780—1847) — художник, создавший школу русской бытовой реалистической живописи. Род. в Москве, сын купца, грек по происхождению. Относительно жизни и художественных впечатлений юношеского периода В. ничего достоверного неизвестно; возможно, что те "хорошие картины, писанные анпастель", о продаже которых в доме отца В. публиковалось в "Московских Ведомостях" за 1794 и 1795, были исполнены молодым В. К московск. периоду его относятся следующие достоверные произведения (в Русском музее): портрет масляными красками матери Венецианова (1801) и пастельный портрет неизвестного мужчины (отца В.?) в синем кафтане (1804), а также — мастерски врисованный в овал пастельный портрет молодого человека (возможно, автопортрет) в маскарадном испанском костюме (портрет, отражающий романтическое настроение эпохи). Около 1805—06 Венецианов переехал в Петербург и, пользуясь советами Боровиковского, стал заниматься копированием в Эрмитаже. Портреты раннего петербургского периода: Бибикова (1806, в частном собрании в Ленинграде) и овальный, на фоне зелени, А. И. Бибикова (Русский музей) обличают уже в В. незаурядного портретиста, находящегося под франц. влияниями, прекрасно владеющего техникой масляной живописи. В 1807 В. определился на службу по почтовому ведомству; в 1808 начал издавать "Журнал Карикатур на 1808 год", немедленно запрещенный по "высочайшему повелению". Известные две карикатуры 1-го выпуска этого журнала ("Вельможа" и "Аллегорическое изображение 12 месяцев") — почти первые по времени русские карикатурные иллюстрации. За автопортрет Академией художеств В. определен в "назначенные", а за портрет инспектора Академии К. И. Головачевского (оба в Рус. музее) избран в академики. Участие В., совместно с Теребеневым и И. Ивановым, в издании карикатур на французских героев наполеоновской кампании 1812 года представляется очень сомнительным так же, как и авторство картинок бытовых типов Петербурга в издании "Волшебный фонарь" (СПб, 1817). Бесспорно В. принадлежит подписная виньетка "Мудрость" (одна из первых русских литографий) на титульном листе книги "Об общественном призрении в России" (СПб, 1818). В этот "портретный" период исполнены В. портреты декабриста Фонвизина (Музей революции в Ленинграде), Путятиных, Вороновых, жены художника, Марфы Афанасьевны, урожденной Азарьевой (в Русском музее), художника Н. Бугаевского-Благодарного и M. M. Философовой (оба в Третьяковской галерее), со знаменательной подписью на последнем: "Венецианов в марте 1823 году сим оставляет свою портретную живопись". Живя в своей деревеньке Сафонково (Тверской губ.), В. в 1823 пишет пастелью большую бытовую картину "Группа крестьян" ("Очищение свеклы"), начинающую наиболее характерный для художника второй, бытовой период. "Утро помещицы" (1823), архитектурно-перспективное "Гумно" (1824), написанное, по признанию автора, под впечатлением такой же перспективной картины Гранэ "Внутренний вид церкви в Риме", "Крестьянка с косой и граблями" ("Пелагея"), "Спящий пастушок", "Жница", "Молочница" (все — в Рус. музее), "Захарка" (Третьяк. галерея) и др. вскрывают нам новые стороны в творчестве В., обрисовывая его как тонкого поэта-живописца сельской жизни (крестьянской и помещичьей). Пейзажи картин "На пашне", "На жатве" (обе в Третьяк. галерее) и "Пастух и две девушки с грибами и ягодами" (Рус. музей) являются по непосредственности чувства русской природы и живописным достоинствам одними из лучших пейзажей в русском искусстве 1-ой половины 19 века. С 1830 творчество В. принимает неустойчивый характер, что следует отнести на счет неудачно претворенных влияний тогдашнего классицизма. Создаются картины с изображением нагого женского тела — "Купальщицы" (1829, Рус. музей), "Вакханка" (около 1832) и "Балерина" (обе в Третьяк. галерее), в которых, несмотря на крайний реализм моделей, все же ощущается налет классицизма. "Портрет кн. Кочубея в кабинете" (Русский музей) возвращает художника к задачам архитектурной картины со световыми эффектами. В портрете жены художника "в русском наряде" (Третьяк. галерея) В. перерабатывает схему портрета 18 века в национально-русском костюме путем введения большей простоты и непринужденности. "Отправление рекрута", "Возвращение солдата" (обе в Детскосельском Александровском дворцовом музее) и "Причащение умирающей" (Третьяк. галерея) — многофигурные сентиментальные жанры бледной живописи. Произведения последних лет весьма неровны по качеству и разнообразны по темам; удачнейшие из них: "Гадание на картах" (Рус. музей) и "Крестьянская девушка за вышиваньем" (1843, Третьяк. галерея). Умер В. 4-го дек. 1847: был выброшен из саней и убит лошадьми около Поддубья Вышневолоцкого уезда; похоронен на погосте села Дубровского. Громадное значение В. в истории рус. искусства обусловлено введением им в содержание живописи тем из крестьянской жизни, правда, слегка "облагороженной", и установлением, в виде цельного искусствопонимания, реалистических приемов живописи с натуры, что являлось громадным шагом вперед в эпоху официального господства академизма, с его каноном прекрасного и подражанием "антику".

Лит.: Петров П. Н., А. Г. Венецианов, отец русской бытовой живописи, "Русская Старина", т. XXIII, 1878; Бенуа А., Русская школа живописи, вып. 7, СПб, 1904; Грабарь И., История русского искусства, т. I, M., 1909; Врангель H. H., Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях, СПб, 1911; ст. А. Бенуа, А. Успенского и Н. Врангеля в журн. "Золотое Руно", за 1907.

А. Коршун.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Венецианов, Алексей Гаврилович — Живописец (1780-1847). Сын дворянина, родом из нежинских греков, он сначала служил землемером и в свободное время занимался живописью; потом, переселившись в Петербург, В. пользовался уроками Боровиковского. С 1810... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона