Сувчинский, Петр Петрович

Сувчинский, Петр Петрович

[Шелига-Сувчинский; 05(17).10.1892 — 1985)] — философ, публицист, музыковед, лит. критик. Уроженец Петербурга. С ранних лет отличался разносторонней гуманит. подготовкой. Серьезно занимался музыкой (учился в Петроградской консерватории); изучал историю, имел склонность к литературе и филос. До революции выпускал в Киеве музыкальный ж. После Октябрьской революции эмигрировал в Болгарию. Вместе с П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким и Г.В.Флоровским стал основателем евразийского течения, о чем возвестил вышедший в 1921 в Софии первый евразийский сб. "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Поселившись ненадолго в Берлине, затем переезжает в Париж. Скончался в Париже. Первоначально евразийство, основываясь на геогр., геополит., ист. материале, задумывалось как историософское течение, утверждавшее особый путь развития России, отличный от зап. и вост. Перенося акцент на близость рус. и тюркского культурно-психол. типа, евразийцы опирались на новое понимание росс. истории, особенно эпохи татаро-монгольского завоевания и становления рус. государственности. К концу 20-х и особенно в 30-е гг. евразийское движение все более политизировалось, принимая облик партии, со своей полит. программой, идеологией, соц.-экон. учением и организацией. С. активно работал и печатался в евразийских сб., периодических и непериодических изд., таких как "Евразийский временник", "Евразийская хроника", газ. "Евразия". С. являлся одним из ред. известного эмигрантского ж. "Версты". В конце 20-х гг. вместе с ред. колл. газ. "Евразия" критиковался за искажение евразийской идеи, апологию сов. строя, подмену истинного православия учением Н.Федорова о "всеединстве". Был также идейно близок к движению "сменовеховцев", Ю.В.Ключникову, Н.В.Устрялову. Кроме филос.-публицистической деятельности, С. занимался также вопросами теории искусства. Был в дружеских отношениях с С.Прокофьевым и И.Стравинским. После Второй мировой войны и распада евразийского движения полностью сконцентрировался на музыкально-эстетич. проблемах. Известен во Франции как видный музыковед и критик.

Г.Т.Койшибаев

Наиболее известным имя С. стало в 20—30-е гг. нашего столетия в качестве одного из основателей и дух. вождей евразийского движения. Вопросы филос., культуры, политики, историософии, соц. психол. стали стержневыми вопросами его многочисленных публикаций тех лет. "Страсть и опасность", "Знамение былого", "Типы творч.", "Монархия или сильная власть", "К типологии правящего слоя в новой России", "Два Ренессанса" — это только небольшая часть написанного С. Ярый противник материализма как порождения "евро-поберлинской культуры", С. уверен, что "законы истории" — рационалистическое выражение западноевроп. индивидуализма — неприемлемы для понимания сути России — Евразии. Несовместимость культур — евразийской и европ. — индивидуальной личности Запада и соборной личности Евразии служит непреодолимым барьером для переноса ценностных установок и ориентиров с Запада на Восток. Попытка преодолеть этот барьер чревата для России несчастьями и потрясениями, о чем ярко свидетельствует, по мнению С., Октябрьская революция. По глубокому его убеждению, процессы, охватившие нашу страну, своей гл. причиной имеют "самопредательство" России, выразившееся в том, что рус. народ "из народа-богоносца стал, сам того не замечая, народом-богоборцем" (Евразийский временник. Кн.III. Берлин, 1923. С.37). Только в подъеме самосознания, православного мироощущения гл. соборной личности — рус. народа —можно видеть выход России из плена. "И мечом, и политикой Россию не освободить. Она победит свой плен и, может быть, плен всего мира внутрен. ростом и вдохновением своих культурных сил" (На путях. Утверждение евразийцев. Кн.2. 1922. С.127).

В.Я.Пащенко

Соч.: Сила слабых // Исход к Востоку. София, Кн.1. 1921; Эпоха веры // Там же; Вечный устой // На путях. Кн.2. Берлин, 1922; Инобытие русской религиозности // Евразийский временник. Кн.3. Берлин, 1923; К преодолению революции // Там же. Страсти и опасности // Россия и латинство. Берлин, 1923; Идеи и методы // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн.4; Два ренессанса: 90—900-е и 20-е гг. // Версты. Париж, 1926. Вып.1; К познанию современности // Евразийский временник. Берлин, 1927. Кн.5; К типологии правящего слоя новой России // Евразийская хроника. Париж, 1928. Вып. 10.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me