Фокин, Михаил Михайлович

Фокин, Михаил Михайлович

(р. 1880) — танцовщик и балетмейстер. Ученик Иогансена и М. Петипа (см.), Ф. по-новому подошел к музыкальному произведению, переводя его на язык зрительных образов; отвергая старую балетную музыку Пуни, Делиба и др. и используя симфоническую музыку Римского-Корсакова, Листа, Шумана, Шопена, Стравинского и др., Ф. не берет больших сюжетов, но создает блестящие миниатюры. Главная тема их — эротика (имеющая место и в классическом балете). Другая тема — "гофманизм" — идея миража, обманчивости видимых людей и вещей. Постановками "Павильон Армиды", "Петрушка", "Карнавал" и др. Ф. блестяще осуществил буржуазную реконструкцию балета. С 1908 Ф. завоевывает мировую славу своими выступлениями в Западной Европе у Дягилева, где наибольший успех имели его "Умирающий лебедь" с Анной Павловой (см.) и "Половецкие пляски".

Фокин, Михаил Михайлович

Род. 1880, ум. 1942. Танцовщик, балетмейстер-новатор. Выпускник петербургского Театрального училища (1898). Дебютировал в 1898 г. в Мариинском театре. Руководил балетной труппой Русских сезонов С. Дягилева в Париже (1909—1912, 1914 — художественный руководитель, танцовщик, балетмейстер). Постановки: "Ацис и Галатея" (1905), "Павильон Армиды" (1907), "Шопениана" (1908), "Египетские ночи" (1908), "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Призрак розы" (1911), "Дафнис и Хлоя" (1912), "Арагонская хота" (1916), "Паганини" (1939), "Синяя Борода" (1941), "Русский солдат" (1942) и др. В 1918 г. эмигрировал, работал в Швеции, США, Франции.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me