Авраам

(первоначально Аврам) — ветхозаветный патриарх и родоначальник евр. народа, род. в г. Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 л. д. Р. Х. Отца его звали Фарра, у евреев Терах, а у арабов Азар. Имя матери А. в Св. Писании не упоминается, по преданиям же арабским (см. Herbelot I, 64), имя ее было Адна, а по раввинским (Баба-Батра 91-а) — Аматлея, вероятно, Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие. Живя среди языческого мира, А. первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, А. на 75-м году жизни оставляет родину и переправляется через Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван А. га-иври, что значит "прибывший с той стороны реки", откуда и пошло слово еврей. С А. переселились жена его Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян, где А. в обеих странах угрожала одинаковая опасность лишиться жены, которая была взята в царский гарем. Вернувшись из Египта, А. отделился от Лота по причине ссоры, возникшей между их пастухами; А. поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. Родственной связи, однако ж, А. с своим племянником не разорвал, и когда на Содом напали неприятели, разграбили и увезли в плен жителей, в том числе и Лота, то А., узнав об этом, немедленно вооружил своих рабов числом 318 человек, погнался за грабителями, разбил их и освободил не только родственника своего, но и других содомлян с их добром, причем выказал величайшее бескорыстие, отказавшись взять что-либо у царя содомского, предлагавшего ему всю добычу. — Брак А. с Сарою долго оставался бесплодным, хотя от Агари (см. это слово) у А. был сын Измаил. Лишь на старости, когда Саре было 90, а А. 100 л., у них родился сын Исаак, который и должен был быть прямым наследником А. и продолжать род евр. племени. Союз об этом Бог заключил с А. еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания, причем имя его Аврам было удлинено в Авраам. Чтобы испытать силу веры А., к нему последовало повеление Божие принести в жертву Исаака на горе Мории. А. не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и А. занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг А. служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников. — Вскоре после события с Исааком умерла Сара, 127 лет. А. женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самою Библиею (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама как "отца множества племен". — А. умер 175 л. от роду (в 1865 г. до Р. Х.) и был погребен сыновьями его Исааком и Измаилом в Хевроне, в пещере Махиелу, купленной им при смерти Сары как семейная усыпальница. Мохаммедане построили над этою пещерою мечеть и поднесь оберегают ее как одну из величайших святынь. Многое из передаваемого об А. в библейском рассказе может быть легендарным и неисторическим, но великий образ этого патриарха имел всегда, как в Ветхом, так и в Новом завете, высокое значение как прототип наивысшего благочестия и праведности. Как у евреев и мохаммедан, так и у отцев христиан. церкви сохранились об А. разные предания. По этим преданиям, А. занимался естественными науками, знал астрономию, химию и др. знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди финикиян и даже египтян (Phil. орр. II, 13; Ioseph Flav. Antt. 1, 8, 2). Некоторые считают А. изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений (Isidor Orig. 1, 8); другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг (Epiph. haer. 39, 5; Origen Hom. in Luc. 35); евр. источники (Козари р. Иегуда Галеви, 4, 25) приписывают ему книгу Иециру (космогония). Арабы утверждают, что А. был в Мекке и основал там вм. с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.). О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и евр. предание. См. подробности о всех легендах об А. в кн. Веера "Leben Abrahams". Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отождествляют А. с Брамою, другие с Зороастром, еще другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлеченных понятий. См. Бернштейна "Ursprung der Sagen von A., Isaak und Iacob" (Берлин, 1871). Критически-историческое освещение преданий об А. у А. Гейгера "Urschrift etc" (Бресл., 1857) и Гицига "Geschichte des Volks Israel" (Лейпциг, 1869).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АВРААМ — (еврейск. 'abraham, ср. имя 'a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. Мифологическая энциклопедия
  2. Авраам — Абрам, мифический родоначальник евреев. Библейская традиция (кн. Бытия, XI—XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. Большая советская энциклопедия
  3. Авраам — (Аврагам) — первый из трех праотцев еврейского народа (см. ст. Праотцы). Энциклопедия иудаизма
  4. Авраам — Авраам (евр. Аврахам). I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам — «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Авраам — См. Аврам Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Авраам — (древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх. В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. Католическая энциклопедия
  7. авраам — см. >> отойти в лоно авраама Словарь синонимов Абрамова
  8. Авраам — Авра’ам (отец множества) — праотец еврейского народа и всех верующих в истинного Бога. Сын Фарры, потомок Сима, он родился в Уре халдейском (в нижнем течении реки Евфрат) примерно за 1950 лет ·до-РХ. Библейский словарь Вихлянцева
  9. Авраам — орф. Авраам, муж. имя (Авраамович, Авраамовна) Орфографический словарь Лопатина
  10. Авраам — А, муж. Стар. редк.; разг. Абрам, -а. Отч.: Авраамович, Авраамовна. Производные: Авраамка (Аврамка); Аврааха (Авраха); Аврааша (Авраша); Абрамка; Абраха; Абраша. Происхождение: (Др.-евр. имя ’Abram — возвышенный отец.) Именины: (см. Авраамий) Словарь личных имен
  11. АВРААМ — (др.-евр.; букв. значение, по-видимому, — отец множеств), сокр. Абрам, — мифич. родоначальник евр. племен. Библейская традиция (кн. Бытия, XI-XXV) считает родиной А. Ур и сообщает о его странствованиях по Двуречью, Палестине и Египту. Советская историческая энциклопедия
  12. Авраам — (евр. 'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от Ш-го тыс. до н. Словарь по культурологии
  13. АВРААМ — АВРААМ (Абрам) — в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом. Большой энциклопедический словарь