Дух Святой

Третье Лицо Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога-Отца и Бога-Сына. Личные свойства Святого Духа изображены еванг. Иоанном (15, 26); Он от Отца исходит и Сыном посылается. Догмат о Св. Духе не вдруг получил вполне точное определение. Существенный догмат христианства о Троичности побуждал богословов дать раздельное понятие о Лицах, следовательно, в частности и о Св. Духе, и определить точно Его отношение к Отцу и Сыну. Тертуллиан и Ориген подчиняют Духа Отцу и Сыну, но в то же время возвышают Его, по Его божественной сущности, над всем сотворенным. Никейский Символ утвердил божество Св. Духа, не присоединяя к этому каких-либо особенных определений. Св. Афанасий Великий и вслед за ним св. Василий Великий и Григорий Богослов ясно раскрыли учение о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном. Духоборство, или македонианство, дало повод к торжественному утверждению этого учения, что и было сделано на Константинопольском втором вселенском соборе. Это учение на Востоке закреплено догматикою Иоанна Дамаскина. На Западе учение о Св. Духе в одном пункте было изменено: было признано, что Дух Св. исходит не от одного Отца, но и от Сына, и в этом смысле внесена была прибавка (Filioque) в символ Никео-Цареградский. Впервые это было сделано в испанской церкви, на поместном соборе Толедском, в 589 г. На соборе в Ахене в 809 г. под влиянием Алкуина и Теодульфа Орлеанского исхождение Св. Духа "и от Сына" было признано догматом. Церковь римская не одобряла этого решения, и папа Лев, протестуя против изменения символа, написанный на серебряной доске символ в прежнем, неизмененном виде положил в храме св. Петра с надписью: "Я, Лев, положил это по любви и для сохранения православной веры". Протест этот остался бесплодным; последующие папы приняли мнение Ахенского собора. Патриарх константинопольский Фотий осудил в 879 г. изменение Никео-Цареградского символа, и такое осуждение утвердила вся восточная церковь. Споры между восточными и западными христианами по поводу учения об исхождении Св. Духа вызвали громадную полемическую литературу. Во всех попытках к соединению католиков и православных формула Filioque являлась до сих пор одним из главных препятствий.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДУХ СВЯТОЙ — (еврейск. rûãh-ha-qôdeš, арам. ruhâ dqûdsâ, греч.πνεϋμα άγιον, лат. spiritus sanctus) дух божий (евр. rûãh 'ĕlohim), Параклет или Параклит (греч.παράκλητος, «помощник», «утешитель», ср. церк.-слав. Мифологическая энциклопедия
  2. Дух Святой — Дух Свят’ой — Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Дух Святой — (евр. ruah haqqodes, арам. ruha qudsa греч. лат. Spiritus sanctus), Дух Божий (евр. ruah 'elohim), Параклет или Параклит (греч. шр&ккцхос,, «помощник», «утешитель», срв. церк.-слав. Словарь по культурологии