Иеремия

Второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был. из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13-му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого нечестия, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. И. в это время был еще молодым человеком (Иер. I, 6), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политич. смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам И., и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению. Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведен в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, И. был уведен мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие. Память И. чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Матф. XVI, 14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием "Книга пророка И.". Слог ее несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются вульгаризмы, но это придает его речи яркий колорит современности. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга И. состоит из 52 глав; каноническая подлинность ее никогда не подвергалась серьезным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским. И. принадлежит также книга под названием "Плач И.": это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на И., что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль ее носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причем каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке. Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава — в воспоминание ужасов разрушения храма и Иерусалима. И. также приписывается особое "Послание к вавилонским пленникам"; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

Среди древних комментаторов книги пророка И. особенно выдаются Ориген, Феодорит Кирский, блаженный Иероним; из новейших Keil, "Prophet J."; Scholz, "Commentar zum Buche d. Proph. J." (1880); Schneedorfer, "Das Weissagungsbuch des J." (1883). В русской литературе — исследование и толкование проф. И. С. Якимова, в "Христ. Чт." (1879 и отд.) и А. Бухарева, "Прор. И." (М., 1864).

А. Л.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИЕРЕМИЯ — (др.-евр. Ирмейаху) — второй из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно Ветхому завету, род. в жреч. семье в сел. Анатот, близ Иерусалима. Деятельность И. связана с последними годами независимого Иудейского царства (кон. 7 — нач. 6 вв. до н. э.). Советская историческая энциклопедия
  2. Иеремия — (10-е гг. 7 в., Ана́тот, Иудейское царство, — после 586 до н. э., Египет) в иудаизме второй из так называемых «больших пророков» (см. Пророки). Пророческую деятельность начал в юношеском возрасте в 626. Значительная часть проповедей... Большая советская энциклопедия
  3. Иеремия — Иеремия (евр. Йирмейя, Ийрмейяху). Значение имени спорно; предположит. «Яхве возвысит»: 1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:10,13); 3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4)... Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Иеремия — (возвышенный, возвеличенный Богом) — имя нескольких лиц упоминаемых в Ветхом Завете: 4 Цар 23:31 — отец Хамутали, из Ливны, матери царя Иоахаза. 1 Пар 5:24 — из глав полколена Манассиина, живших по ту сторону Иордана. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Иеремия — Иер’емия (Иегова основывает, устанавливает) — а) (4Цар.23:31 ; 4Цар.24:18 ; Иер.52:1) — из Ливны, отец (предок) Хамутали; б) (1Пар.5:24) — ·аналог. Азриил,а; в) (1Пар.12:4) — ·аналог. Бераха; г) (1Пар.12:10 ,13) — ·аналог. Афай; д) (Неем.10:2 ; Неем. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Иеремия — И, муж. Стар. форма имени (см. Еремей). Отч.: Иеремиевич, Иеремиевна. Словарь личных имен
  7. Иеремия — Иеремия древне-еврейский пророк VII — начала VI вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета, носящей его имя, составляют проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Барухом. Большая биографическая энциклопедия
  8. ИЕРЕМИЯ — ИЕРЕМИЯ — древнееврейский пророк 7 — нач. 6 вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета, носящей имя Иеремии, составляют проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Барухом. Иеремии также приписывается авторство книги Ветхого Завета "Плач Иеремии". Большой энциклопедический словарь