Ноты

(от лат. nota) — знаки музыкального письма. В современном нотном письме нотоносец (пятилинейная система)

Ноты

пять прибавочных линеек над нотоносцем и под ним (выписываемых только там, где они нужны)

Ноты. Рис. 1

служат для помещения Н., круглых или овальных, между линейками и на линейках. Высота линеек определяет относительную высоту звуков, изображаемых Н. Чем выше линейка, тем выше звук, чем она ниже, тем ниже звук. Н., постепенно идущие по нотоносцу вверх, образуют диатоническую гамму. Названия Н. диатонической гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ключ, поставленный в начале нотоносца и охватывающий одну из его линеек, дает Н., на ней поставленной, название. Напр. ключ Ноты. Рис. 2дает Н. название соль, ключ Ноты. Рис. 3название фа, ключ Ноты. Рис. 4название до. От Н., получившей название от ключа, как исходной точки, идут названия соседних Н. диатонической гаммы вверх и вниз; напр. от Н., получившей название до, следующая соседняя Н. вверх будет называться ре, следующая с соседней ре — ми, и т. д. От Н., получившей от ключа название соль, следующая будет называться ля, а следующая си, и т. д. От Н., получившей название от ключа фа, следующая будет называться соль, а следующая ля и т. д.

Ноты. Рис. 5

Ноты. Рис. 6

Подробнее о ключах см. Ключ. На нотоносце нет названий, кроме вышеупомянутых семи. После седьмого названия, следующая Н. в звукоряде получает опять первое название, напр. после до, ре, ми, фа, соль, ля, си следующая Н. будет называться опять до, следующая за ней ре, и т. д. Каждая группа, заключающая в себе ряд Н. от до до си включительно, называется октавой. Для низких и средних звуков преимущественно применяется ключ Ноты. Рис. 3, для средних и высоких — преимущественно ключ Ноты. Рис. 2. Вышеупомянутые октавы, смотря по их высоте, имеют следующие названия:

Ноты. Рис. 7

Упомянутая группа H. имеет тоже более ранние романские названия: с, d, e, f, g, a, h, которыми пользуются теперь в Германии и Англии. Названиями Гвидона Аретинского, т. е. ut (до), (ре), mi (ми) и т. д. пользуются в Италии и Франции. Перед Н. ставятся, смотря по надобности, знак повышения — диез (Ноты. Рис. 8), знак понижения — бемоль (Ноты. Рис. 9), для двойного повышения — двойной диез (Ноты. Рис. 10), для двойного понижения — двойной бемоль (Ноты. Рис. 11). Знак бекар (Ноты. Рис. 12) служит для отказа повышения или понижения, двойной бекар (Ноты. Рис. 13) — для отказа двойных знаков повышения или понижения. К романским названиям Н. при Ноты. Рис. 8прибавляется слог is, например с — cis, при Ноты. Рис. 9— слог es, например с — ces, при Ноты. Рис. 10isis, с — cisis, при Ноты. Рис. 11eses. Каждая Н., сообразно своей длительности, имеет особый вид. Н. самой краткой длительности — Ноты. Рис. 14(сто двадцать восьмая), две такие соединенные Н. образуют Н. большей длительности Ноты. Рис. 15(шестьдесят четвертую), две шестьдесят четвертые образуют Ноты. Рис. 16(тридцать вторую), две тридцать вторых Ноты. Рис. 17(одну шестнадцатую), две шестнадцатых — одну восьмую Ноты. Рис. 18, две восьмые — одну четверть Ноты. Рис. 19, две четверти — половинную Ноты. Рис. 20, две половинные — целую Ноты. Рис. 21, две целые — brevis Ноты. Рис. 22. Овальная часть Н. называется головкой, палочка — шейкой; линии, соединяющие шейки Н., называются ребрами длительности. Шестьдесят четвертая называется Vierundsechzigstel — нем., Quadruplecroche — фр., Half-Demisemiquaver — англ. Тридцать вторая наз. Zweiunddreissigstel, Triple croche, Demisemiquaver. Шестнадцатая — Sechzehntel, Demicroche, Semiquaver. Восьмая — Achtel, Croche, Quaver. Четверть — Viertel, Noire, Crotchet. Половинная — Halbe, Blanche, Minim. Целая — Ganze Note, ronde, Semibreve.

Точка, поставленная справа около Н., прибавляет половину ее длительности. В нотном письме существуют еще знаки для нюансировки исполнения и паузы, знаки сокращения нотного письма (см. Знак). Кроме того, для большей рельефности, музыкальная запись делится на такты равной величины. Размеры этих тактов обозначаются цифрами в ключе (предстоящий знак). См. Знак. К нотному письму относится цифрование баса — генерал-бас (см.), род музыкальной стенографии. Были попытки во Франции, Италии, Германии заменить нотную систему другой, которые не увенчались успехом. Нотное письмо, т. е. звуковая запись, появилось в древности у многих культурных народов, напр. греков, евреев, китайцев и пр. В Европе из невм (см.) развилось наше современное нотное письмо. Эти невмы, сперва безлинейные, для определения высоты звука стали перечеркиваться одной горизонтальной красной линейкой, с буквой f в начале, затем другой желтой (выше предыдущей), с буквой с в начале, затем четырьмя — желтая, черная, красная, черная, считая сверху (XI стол.), наконец пятью (XIV ст.). Введение пятой линейки приписывается теоретику Иоанну де Муррису, доктору Сорбонны, жившему в первой половине XIV ст. Из букв f, с, поставленных в начале красной и желтой линеек, развились ключи Ноты. Рис. 23.

Мензуральная система (см.) развила изображение определенной длительности Н. Деление на такты явилось в XVI ст. Позднейшие невмы (XII ст.) получили квадратный вид; из них развились Н. квадратной формы (при мензуральной системе), затем к ним прибавились Н. ромбической формы, а уже в XVII ст. Н. приняли овальный вид. Старинное название Н. — punctus, откуда и название теории: контрапункт (см.). Усовершенствовал нотопечатание Октавиан Петруччи да Фосемброне, в начале XVI ст., введением подвижного металлического шрифта, заменившего прежний способ оттискивать Н. при помощи деревянных досок. Это способствовало распространению музыкальных сочинений. В конце XVIII стол. возвратились к прежнему принципу печатания Н., заменив деревянные доски медными, а затем цинковыми, на которых и гравировались Н. Таким способом стал печатать Н. Андре в Оффенбахе (1774). В 1796 г. этот способ усовершенствовался переводом гравировки с досок на камень, приписываемым Зеннефельдеру и Францу Глейснеру и удержавшимся по настоящее время.

См. Riemann, "Studien zur Geschichte der Noten" (Лпц., 1878); Lussy et David, "Histoire de la notation musicale" (П., 1882).

В России нотное письмо развилось в православной церкви из буквенных знаков, перенесенных из Греции.

Ноты. Рис. 24

НОТЫ I.

Ноты. Рис. 25

НОТЫ II.

Эти знаки или знамения были переиначены впоследствии в крюки. Сперва существовала безлинейная нотная система, а во второй половине XVII в. пятилинейная нотная система, перешедшая, появилась с Запада. Некоторые полагают, что она изобретена русскими.

См. "Церковное пение в России, опыт историко-технического изложения", Димитрия Разумовского (Москва, 1867—69).

H. Соловьев.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ноты — (от лат. nota, буквально — письменный знак) в музыке, 1) условные графические знаки, наряду с дополнительными обозначениями служащие для записи музыки по т. н. линейной системе, т. е. на нотном стане (См. Нотный стан), или нотоносце. Большая советская энциклопедия
  2. Ноты — (от лат. nota — письменный знак). 1) Условные графич. знаки, наряду с дополнит. обозначениями служащие для записи музыки по линейной нотной системе, т.е. на нотном стане или нотоносце. Музыкальная энциклопедия
  3. ноты — орф. ноты, нот (текст муз. произведения в нотной записи) Орфографический словарь Лопатина
  4. ноты — [< лат. nota знак] – муз. 1) установленные графические знаки для обозначения музыкальных тонов; 2) музыкальное сочинение (написанное или напечатанное). Большой словарь иностранных слов
  5. НОТЫ — НОТЫ (от лат. nota — письменный знак) — в музыке -1) графические знаки для записи музыкальных звуков (см. Нотное письмо). 2) Листы и тетради с записью музыкальных произведений. Большой энциклопедический словарь
  6. ноты — ноты мн. 1. Текст музыкального произведения в нотной записи. 2. Лист, тетрадь или книга с записью музыкального произведения. Толковый словарь Ефремовой