Осирис

Или Озирис (Όσιρις) — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: "De Iside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой (Изидой; см.), с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот (см.) — олицетворенная премудрость. Затем О. предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После победоносного возвращения О., брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ; там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов. Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий; весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с О. — напр. "великий бог, предводитель западных" (т. е. покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных времен привлекавший богомольцев; отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, О. сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых (см.). Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным ("Осирис NN правогласый" = то же, что у нас "покойный NN"). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет "Уннофру" = Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В честь О. происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря; особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа (см.) его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток; весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц). Лучшее изд. трактата Плутарха "De Iside" — Parthey (Б., 1850). См. Lefébure, "Le mythe Osirien" (Пар., 1875); Brugsch, "Das Osiris-Mysterium von Tentyra" ("Aegypt. Z.", 1881); Loret, "Les fêtes d'Osiris au mois de Khoiak" ("Recueil", III, IV и V).

Б. Т.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Осирис — В древне-египетской мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ которого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в середине 3-го тыс. до н. э. распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам... Большая советская энциклопедия
  2. ОСИРИС — (греч. Osiris) — древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам... Советская историческая энциклопедия
  3. ОСИРИС — (Οσισις, грецизированная форма егип. имени Усир, ws'ĩr) в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха... Мифологическая энциклопедия
  4. Осирис — (Osiris), древнеегипетский бог смерти, изображавшийся в виде мумии. О., его супруга Исида и сын Гор являются персонажами мифа о циклах растительного мира. Расчлененные останки О., убитого осенью, Исида собирает и складывает вместе, после чего... Археологический словарь
  5. Осирис — • Osīris, Ὃσιρις главный египетский бог, вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt. 2, 42. Он находится в ближайшем отношении к Изиде: их считали братом и сестрой; от брака их родился Гор. Царствуя в Египте... Словарь классических древностей
  6. Осирис — орф. Озирис, -а и Осирис, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Осирис — Бог в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии Краткий религиозный словарь
  8. ОСИРИС — ОСИРИС (Озирис) — в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых. Большой энциклопедический словарь
  9. осирис — Осирис м. см. озирис Толковый словарь Ефремовой