Тальма

Франсуа-Жозеф (Talma, 1763—1826) — знаменитый франц. актер. Получил прекрасное образование. Отец его, зубной врач, хотел передать сыну свою профессию, которою Т. одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Française в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции, актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости, но не могли победить силу привычки. Т. настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он однажды появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?" Т. упорно продолжал отстаивать свой взгляд, между прочим в статье "Reflexions sur Lekain et sur l'art théâtral". Ту же правдивость Т. старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье "Карл IX, или школа королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Т. взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столько страданий от упреков совести, что его талант в первый раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX" ее сняли с репертуара. Это вызвало сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде. Пьесу возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры покинули театр и основали свой в здании Пале-Рояля, в улице Ришелье. Таким образом французский театр распался: прежний, под названием Театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "Комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр в улице Ришелье принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом Театра Республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там свое существование. Во время реакции Т. должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После Реставрации Т. оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной и богатой аристократке Жюли Каро, увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там монархами говорить революционные стихи из драмы "Смерть Цезаря". Умирая, Т. не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу. Т. обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод, Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).

В. Крылов.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тальма — (Talma) Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, — 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Большая советская энциклопедия
  2. тальма — -ы, ж. устар. Женская длинная накидка без рукавов. Подошла пожилая женщина в длинной, поношенной тальме и в платочке. Вересаев, Два конца. [По имени французского трагика Ф. Тальма] Малый академический словарь
  3. тальма — орф. тальма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. тальма — ТАЛЬМА ы, ж. Talma от имени фр. трагика Тальмы (Talma, François-Joseph, 1763- 1826) . 1. Просторный мужской плащ, напоминающий античную тогу. Популярен в перв. пол. 19 в. Веденина 1997. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Тальма — Женская длинная накидка без рукавов. Названа по имени французского актера Тальма (1763-1826). (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) * * * устар. название женской длинной накидки без рукавов, часто кружевной (по имени французского трагика... Энциклопедия моды и одежды
  6. тальма — Т’АЛЬМА, тальмы, ·жен. Женская длинная накидка без рукавов. (По имени ·франц. артиста F. Talma (1763-1826 ·гг. ).) Толковый словарь Ушакова
  7. тальма — ТАЛЬМА -ы; ж. Старинная женская длинная накидка без рукавов. Поношенная т. ● По имени французского актёра-трагика Ф.Тальма. ◁ Тальмочка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. Пёстрая т. Толковый словарь Кузнецова
  8. тальма — Тальмы, ж. Женская длинная накидка без рукавов. [По имени фр. артиста F. Talma (1763-1826 гг.).] Большой словарь иностранных слов
  9. ТАЛЬМА — ТАЛЬМА — во Франции в 19 в. короткий мужской плащ, закрывающий плечи и грудь (по имени французского актера Ф. Ж. Тальма); в России женская длинная накидка без рукавов. ТАЛЬМА (Talma) Франсуа Жозеф (1763-1826) — французский актер. Большой энциклопедический словарь
  10. тальма — тальма I ж. Старинный короткий мужской плащ, закрывающий лишь плечи и грудь. II ж. Старинная длинная женская накидка без рукавов. Толковый словарь Ефремовой
  11. тальма — тальма́ "верхняя женская одежда", напр. тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 517), более распространено та́льма. От имени франц. артиста Ф. Ж. Тальма (1763–1826 гг.). Это имя происходит от местн. н. Таlmаs (департ. Сомма); см. Ушаков 4, 649; Кипарский, ВЯ, 1956, No 5, стр. 137. Этимологический словарь Макса Фасмера