Тетрахорд

(греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христианскую музыку (см. Лад, Церковные лады). В настоящее время в основе построения диатонических мажорных гамм лежит ионийский Т., называвшийся у греков лидийским: до, ре, ми, фа, в котором расстояние между соседними ступенями = 1 тон, 1 тон, 1/2 тона. Современная, так назыв. ионийская, мажорная гамма состоит из двух сопоставленных Т. одинакового построения. Две мажорные гаммы, находящиеся в квинтовом или доминантовом отношении, т. е. те, которых тоники отстоят на чистую квинту вверх или вниз, имеют всегда один общий Т., напр. гамма до мажор и гамма соль мажор имеют общий Т. соль, ла, си, до, который в гамме до является верхним Т., а в гамме соль — нижним. Последование таких гамм, находящихся в квинтовом отношении, образует квинтовый круг (см. Квинта). Каждой мажорной гамме соответствует минорная, отстоящая на малую терцию от тоники мажорной гаммы: она имеет в ключе те же знаки, начинаясь и кончаясь шестой ступенью мажорной гаммы. Такая неискусственная или натуральная минорная гамма имеет два Т. неодинакового построения. В первом или нижнем Т. ступени отстоят на 1 тон, полутон и 1 тон, напр. в гамме ла — ла, си, до, ре. Во втором Т. или верхнем ступени отстоят на полутон, 1 тон, 1 тон, напр. в той же гамме лами, фа, соль, ла. Первый Т. у греков назывался фригийским, а второй — дорийским. Перейдя на Запад, эти Т. получили другие названия, а самая гамма ла с такими Т. стала называться эолийской. Второй, или верхний, Т. как в мажорной искусственной гамме, так и в минорной искусственной, меняется. В мажорной вследствие понижения шестой ступени Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона и 1/2 тона, напр. в гамме досоль, ла бемоль, си, до. В минорной искусственной гармонической гамме, вследствие повышения седьмой ступени, второй Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа, соль диез, ла. В восходящей искусственной минорной гамме второй Т. заключает в себе 1 тон, 1 тон, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа диез, соль диез, ла.

Н. С.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тетрахорд — (греч. tetráchordon, от tetra-, в сложных словах — четыре и chordé — струна) в музыке, четырёхступенный Звукоряд в пределах кварты. Т. являлись основой ладов и всего звукоряда древнегреческой музыки (см. Древнегреческие лады). Большая советская энциклопедия
  2. Тетрахорд — (греч. tetraxordon, букв. — четырёхструнник, от tetra, в сложных словах — четыре и xordn — струна) — четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g — а — h — с). Особое положение Т. среди монодич. Музыкальная энциклопедия
  3. тетрахорд — орф. тетрахорд, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. тетрахорд — Тетра/хо́рд/. Морфемно-орфографический словарь
  5. тетрахорд — Тетрахорда, м. [от греч. tetra- – четырех- и chorde – струна] (муз.). Звукоряд из четырех идущих подряд ступеней диатонической гаммы, расположенный в пределах кварты. Большой словарь иностранных слов
  6. ТЕТРАХОРД — ТЕТРАХОРД (от тетра... и греч. chorde — струна) — музыке — 4-струнный звукоряд в объеме кварты. Большой энциклопедический словарь
  7. тетрахорд — ТЕТРАХ’ОРД [тэтрархорд], тетрахорда, ·муж. (от ·греч. tetra- — четырех- и chorde — струна) (муз.). Звукоряд из четырех идущих подряд ступеней диатонической гаммы, расположенный в пределах кварты. Толковый словарь Ушакова