Ампир

Ампи́р

(от франц. empire — империя)

стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). А. сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. А. получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.

А. сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Лит.: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930.

И.М.Глозман.

Ампир

Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод.

Ампир. Рис. 2

Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.

Ампир. Рис. 3

П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.

Ампир. Рис. 4

К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.

Ампир. Рис. 5

Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37.

Ампир. Рис. 6

А. Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.

Ампир. Рис. 7

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ампир — -а, м. Художественный стиль, гл. образом в архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период империи Наполеона I; поздний классицизм. Главное здание в стиле ампир стояло на западном углу площади, с колоннадой и на улицу и на площадь. Гладков, Мать. [От франц. empire — империя] Малый академический словарь
  2. Ампир — (от франц. empire — империя) — художественный стиль в одежде, архитектуре, прикладном искусстве. Возник под влиянием французской революции 1789-1794 гг. Основная черта стиля — демократизация и упрощение. Энциклопедия моды и одежды
  3. ампир — Стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. Москва. Энциклопедический справочник
  4. ампир — АМПИР а, м. empire m. 1. Крупное монархическое государство древнего и нового времени. БИШ. По-французски произносится: empire." Что такое империя?", — спросил меня один знакомый. "Это соединение несоединяемых под одну власть", — отвечал я. Огарев Империя. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Ампир — (от франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства... Художественная энциклопедия
  6. ампир — Ампи́р/. Морфемно-орфографический словарь
  7. ампир — орф. ампир, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. Ампир — (от франц. empire, букв. — империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Архитектурный словарь
  9. ампир — АМПИР [от франц. empire — империя]. I. -а; м. В архитектуре и прикладном искусстве 19 в.: художественный стиль, использующий богатый декор и монументальные формы Древнего Египта и античности... Толковый словарь Кузнецова
  10. Ампир — (фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Словарь по культурологии
  11. ампир — ампир I м. Стиль в архитектуре и декоративном искусстве позднего классицизма (первой трети XIX в.), ориентированный на образцы античного и древнеегипетского искусства и соединивший монументальный лаконизм с изысканностью декоративных элементов. II неизм. Толковый словарь Ефремовой
  12. ампир — АМП’ИР, ампира, ·муж. (·франц. empire, ·букв. империя) (иск.). Художественный стиль, преим. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го ·в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир. Толковый словарь Ушакова
  13. ампир — Ампира, м. [фр. empire, букв. империя] (искус.). Художественный стиль, преимущ. в архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир. Большой словарь иностранных слов
  14. АМПИР — АМПИР (от франц. empire, букв. — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Большой энциклопедический словарь
  15. ампир — АМПИР.1. а, м. Возникший во Франции в конце 18 нач. 19 в. стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам. 2. неизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а. | прил. ампирный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова