Великоустюжское чернение по серебру

Великоу́стюжское чернение по серебру́

Русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М. Климшин, А. И. Мошнин и др.); в 19 в. — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине 19 в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и др. (мастер М. И. Кошков). К началу 20 в. промысел заглох. В 1929 начал возрождаться (мастерская под руководством М. П. Чиркова). С 1933 работает артель (с 1960 — фабрика) «Северная чернь» (художественный руководитель Е. П. Шильниковский); изделия украшаются тщательно выполненным черновым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.

Лит.: Гольдберг Т. Г., Черневое серебро Великого Устюга, М., 1952.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Великоустюжское чернение по серебру — Русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М. Климшин, А. Художественная энциклопедия
  2. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ — ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ — русский народный художественный промысел, сложился в 18 в. в Великом Устюге. Портсигары, подстаканники и др. украшают рисунками, тщательно выполненными чернью. Большой энциклопедический словарь