Гро

(Gros)

Антуан (16.3.1771, Париж, — 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787). В 1793—1801 работал в Италии. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Г. и ряд его батальных картин («Битва при Назарете», 1801, Музей изящных искусств, Нант; «Наполеон в госпитале чумных в Яффе», 1803—04, «Битва при Эйлау», 1808, — обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Г. и в парадный портрет («Полковник Ф. Фурнье-Сарловез», 1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов Классицизма и оказали влияние на романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа. Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Г. на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал также картины на античные и средневековые сюжеты.

Лит.: Escholier К., Gros. Ses amis, ses éléves, P., 1936.

Гро

А. Гро. «Наполеон на Аркольском мосту». Этюд. Около 1797—98. Лувр. Париж.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГРО — атом. газообразные радиоактивные отходы Словарь технических сокращений
  2. Гро — франц. — в старину название шелковых, самых плотных тканей: грогро, гроденапль, гродетур и т.п. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) * * * название самых плотных франц. Энциклопедия моды и одежды
  3. гро — I. ГРО I gros. На одну пинту напитка < гипокраса>.. возьмите три гро чистой и тонко намолотой корицы, один или два гро мускатного ореха, полгро гвоздики и шесть унций мелкого сахара (1 пинта =0,93 л; гро =3, 8 г; 1 унция = 28, 4 г. Прим. перев. Словарь галлицизмов русского языка
  4. гро — ГРО ср. несклон. франц. название шелковых, самых плотных тканей, ныне изменяющихся по обыку; грогро, гроденапль и пр. разные виды их. Гродетур, одна из таких же, бывших, тканей. Толковый словарь Даля
  5. ГРО — ГРО (Gros) Антуан (1771-1835) — французский живописец. Официальный живописец Наполеона I. В ранних, полных жизненной энергии батальных картинах ("Битва при Назарете", 1801) и портретах — предшественник романтизма; позднее возобладали парадность и ложный пафос. Большой энциклопедический словарь