Додекафония

Додекафо́ния

(от греч. dódeka — двенадцать и phоnе — звук; буквально — двенадцатизвучие)

метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному Авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. — die Reihe) — определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его «интонационную основу». Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника, Пуантилизм.

Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, «Советская музыка», 1958, № 11; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwölftonmusik, W., 1920; Schönberg A., Style and idea, N. Y., [1950J; Křenek E., Zwölftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek H., Anleitung zur Zwölftonkomposition, Bd 1—2, W., 1952—58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.—Los Ang., 1968.

Ю. H. Холопов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Додекафония — (от греч. dodeka — двенадцать и ponn — звук, букв. — двенадцатизвучие) — способ сочинять музыку, пользуясь "двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами" ("Komposition mit zwцlf nur aufeinander bezogenen Tцnen", А. Шёнберг), один из видов совр. муз. Музыкальная энциклопедия
  2. додекафония — До/дека/фо́н/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. додекафония — орф. додекафония, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. додекафония — ДОДЕКАФОНИЯ [дэ], -и; ж. [от греч. dōdeka — двенадцать и phōnē — звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей. ◁ Додекафонический, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  5. додекафония — додекафония ж. Метод музыкальной композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками и на абсолютном утверждении всех тонов хроматической гаммы. Толковый словарь Ефремовой
  6. ДОДЕКАФОНИЯ — ДОДЕКАФОНИЯ (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук) — метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. Большой энциклопедический словарь