Дюркгейм

Дюркге́йм

(Durkheim)

Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L'Année sociologique» (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. «Метод социологии», К.—Хар., 1899, с. 8—9). В противовес «атомистическим» концепциям (общество — сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

Д. настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвинув принцип: «социальные факты надо рассматривать как вещи». Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим.

Д. является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Основным постулатом социологии он считал положение: «... Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть» («Les formes élémentaires de la vie religiеuse...», P., 1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления определённой потребности общества. Социальные конфликты трактовались им главным образом как патологические явления. Это нашло выражение в работе «О разделении общественного труда» (1893, рус. пер. 1900), в которой солидарность по существу рассматривается как синоним общественного состояния. Д. различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая — в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.

В работе «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д. на основании анализа статистических данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Д. аномического самоубийства, которое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.

В последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Д. на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.

Отношение Д. к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние некоторых идей исторического материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистическое понимание истории как «экономический детерминизм» и отрицательно относился к идее революционного преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.

Сотрудники журнала «L'Année sociologique» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939—45.

Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophie, P., 1924; L'éducation morale, P., 1923; Le socialisme, P., 1928; Leçons de sociologie. Physique des mœurs et du droit, P., 1950; Pragmatisme et sociologie, P., 1955; в рус. пер. — Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.

Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Alpert Н., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965.

Э. М. Коржева.

Дюркгейм

Э. Дюркгейм.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДЮРКГЕЙМ — ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (15 апреля 1858, Эпиналь – 15 ноября 1917, Париж) – французский философ и социолог, создатель французской социологической школы. Основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896–1913). Новая философская энциклопедия
  2. ДЮРКГЕЙМ — Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) — французский социолог и философ, создатель так называемой французский социологической школы. Основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник` (1896- 1913). Социологический словарь
  3. ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim), Эмиль (15.IV.1858 — 13.XI.1917) — франц. социолог-позитивист. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Выступая против вульгарного биологизма, иррационализма и интуитивизма в обществ. науках... Советская историческая энциклопедия
  4. Дюркгейм — Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (1858-1917) франц. философ и социолог, проф. Бордоского (с 1887) и Париж. (с 1902) ун-тов, основатель и ред. журнала “L'Anneе sociologique” (с 1898). Социол. мировоззрение... Словарь по культурологии
  5. ДЮРКГЕЙМ — ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) — французский социолог, основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность... Большой энциклопедический словарь
  6. Дюркгейм — (Dürkheim) — гор. в Баварском Пфальце на вост. склоне Гардта; 6110 жит.; виноделие, плодоводство, солеварни. Упоминается с VIII в.; принадлежал франкским герцогам салического рода, потом графам Лейнинген; в XV в. завоеван курфюрстом Пфальцским. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. ДЮРКГЕЙМ — ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) — французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913). Новейший философский словарь