Импровизация

Импровиза́ция

(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный)

создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. относят жанр Экспромта.

Музыкальная И. в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (Невмы, Крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого Генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И. аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16—18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18—19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.

И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).

Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).

И. в театре — игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. достигло в народной итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте) (16—18 вв.) и французском Фарсе (15—16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919—38 в Москве существовал театр И. — «Семперанте». Искусство И. составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.

Лит.: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1—3, Münster, 1925—32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, «Die Musikpflege», Jahng. II, 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., Köln, 1961.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ (improviso — значит по-латыни «без подготовки») — такой вид творчества, при к-ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для... Литературная энциклопедия
  2. импровизация — -и, ж. 1. Действие по глаг. импровизировать (в 1 знач.). Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Вересаев, Загадка. Малый академический словарь
  3. Импровизация — (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — встречающийся в ряде иск-в (поэзия, драма, музыка, хореография) особый вид художеств. творчества, при к-ром произв. Музыкальная энциклопедия
  4. импровизация — Импров/из/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. импровизация — орф. импровизация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. импровизация — Французское – improvisation, improviser (импровизировать). Итальянское – improvvisare, improvviso (неожиданный, внезапный). Слово заимствовано русским языком из французского, вероятно, в последней трети XVIII... Этимологический словарь Семёнова
  7. импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ и, ж. improvisation f. 1. Сочинение стихов, музыки и т. п. во время исполнения их. БАС-1. < Импровизатор>.. вдруг шагнул вперед. сложил крестом руки на грудь .. музыка умолкла .. Импровизация началась. Пушк. Егип. ночи. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise — без подготовки, неожиданно) — сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Словарь литературных терминов
  9. импровизация — (импровизировать) — речь без подготовки Импровизированный — непредвиденный Ср. Он стал импровизировать чудные речи. Дружинин. Очерки петерб. туриста. 3. Ср. В свободные вечера он имел обыкновение рассказывать Сереже сказки... Фразеологический словарь Михельсона
  10. импровизация — Заимств. в первой половине XIX в., скорее всего, из франц. яз., где improvisation — суф. производное от improviser «импровизировать» < итал. improvvisare, суф. производного от improvviso «неожиданный, внезапный». Этимологический словарь Шанского
  11. импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ -и; ж. 1. к Импровизировать (1 зн.). Речевая и. И. в музыке. 2. Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т.п.), сочинённое в момент исполнения. Остроумная и. Шуточная и. Каждый раз это была и. ◁ Импровизационный, -ая, -ое. И. дар. Импровизационность, -и; ж. Толковый словарь Кузнецова
  12. импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. импровизация — [ит.] – сочинение стихов, музыкальной пьесы или речи в момент исполнения, без предварительной к этому подготовки Большой словарь иностранных слов
  14. импровизация — ИМПРОВИЗ’АЦИЯ, импровизации, ·жен. (·книж. ). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа!... Толковый словарь Ушакова
  15. импровизация — импровизация ж. 1. Процесс действия по гл. импровизировать 1. || Результат такого действия. 2. Выступление без предварительной подготовки. || Произведение (стихотворение, мелодия и т.п.), созданное во время такого выступления. Толковый словарь Ефремовой
  16. ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт. Большой энциклопедический словарь
  17. импровизация — См. импровизировать Толковый словарь Даля