Концептуализм

Концептуали́зм

(от лат. сопсерtus — мысль, понятие)

термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым Реализмом и Номинализмом в решении проблемы универсалий.

Исторически К. возник как направление ранней схоластики (См. Схоластика) (11—12 вв.), стремившееся сочетать основные постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристотелизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологической ортодоксии. В философии этого периода доминируют две основные проблемы универсалий: онтологическая, поставленная Платоном, — о реальном (объективном) существовании общего (единого) «до и помимо» единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем, — об общем (едином) как основе Доказательства. Классическим примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сины (См. Ибн Сина)), согласно которой универсалии существуют до сотворённой природы в божественном разуме в качестве «концептов» бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота (См. Иоанн Дунс Скот) и в особенности Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский).

Схоластический К. является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в «вещном мире», как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в философских системах значительное место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, К. постепенно утрачивает характер философско-теологической доктрины и становится одним из принципов теории познания (См. Теория познания), согласно которому общее рассматривается только как результат абстракции (См. Абстракция).

См. также Универсалии.

Лит.: Виндельбанд В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1908; Штекле А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Юнг К. Г., Психологические типы, пер. с нем., М., 1924; История философии, т. 1, М., 1940; Рассел Б., История западной философии, пер. с англ., М., 1959; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв., пер. с польского, М., 1963, с. 410—415.

М. М. Новосёлов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ – одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Новая философская энциклопедия
  2. концептуализм — Концепт/у/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. концептуализм — орф. концептуализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ а, м. conceptualisme m. <, н.-лат. conceptualismus <�лат. conceptum мысль, представление. Близкое к номинализму направление в средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общего... Словарь галлицизмов русского языка
  5. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛИЗМ -а; м. [лат. conceptus — понятие, мысль, представление] 1. Средневековое философское учение, отрицавшее существование общих понятий в действительности, реальности, но признававшее их существование в сознании, мышлении. Толковый словарь Кузнецова
  7. концептуализм — [< лат. conceptus мысль, представление] – направление в средневековой философии; виднейший представитель – Абеляр; согласно концептуализму общие понятия не существуют сами по себе, отдельно от единичных вещей (как утверждал схоластический “реализм”... Большой словарь иностранных слов
  8. концептуализм — КОНЦЕПТУАЛ’ИЗМ, концептуализма, мн. нет, ·муж. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, ·в·противоп. номинализму, отрицавшему их существование. Толковый словарь Ушакова
  9. концептуализм — концептуализм I м. Направление схоластической философии эпохи Средневековья, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее существование в уме концептов концепт II как особых форм познаия реальности. II... Толковый словарь Ефремовой
  10. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии. Большой энциклопедический словарь
  11. Концептуализм — (концептуальное искусство) ☼ последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение Авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “постфилос. Словарь по культурологии
  12. КОНЦЕПТУАЛИЗМ — КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов... Новейший философский словарь