Концерт

I

Конце́рт (нем. Konzert, от итал. concerto — концерт, гармония, согласие, от лат. concerto — состязаюсь)

музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2—4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют Кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К. — блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. полифонического склада возник в Италии на рубеже 16—17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в конце 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция — сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная Каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития в К. для фортепиано с оркестром, К. для скрипки с оркестром, «тройной» К. для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К. — «виртуозный», в котором господствует инструментальное «концертирование», и «симфонизированный» с преобладанием симфонического типа развития. В 19— 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К. — малой формы (концертштюк, Концертино) и более развитый, подобный симфонической поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фортепиано с оркестром). Яркие образцы фортепиано концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного — Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного — А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали русские композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. советских композиторов — С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Советские композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для народных инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.

Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Sobering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, 2. Aufl., Lpz., 1927.

Л. Н. Раабен.

II

Конце́рт

публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К. — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения — Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Москонцерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистических странах — частные предприниматели (импресарио, менеджеры).

III

Конце́рт («Конце́рт»,)

условное наименование операции советских партизан 19 сентября — 1 ноября 1943 во время Великой Отечественной войны 1941—45. Операция проводилась на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской областей, Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту около 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 км. Она была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отдельные отряды, всего свыше 120 тыс. человек); руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Задачей операции «К.» являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.

В связи с ухудшением метеорологических условий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Однако часть партизанских бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по вражеским коммуникациям. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Немецко-фашистское командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе «К.» только белорусские партизаны подорвали около 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. мост, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили свыше 53 тыс. гитлеровцев, Операция «К.» вызвала серьёзные осложнения в перевозках немецко-фашистских войск; пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40%. Это значительно затруднило немецко-фашистскому командованию осуществление маневра своими силами и оказало большую помощь наступающим советским войскам. Операция «К.» активизировала борьбу советского народа против фашистских захватчиков на оккупированной территории; в её ходе усилился приток местного населения в партизанские отряды.

Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Липило П. П., КПБ — организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.

В. Н. Андрианов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. концерт — -а, м. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определенной программе. Симфонический концерт. □ Концерт начинается выступлениями местных певцов и акынов. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня. Малый академический словарь
  2. Концерт — Музыкальный — публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор. Музыкальная энциклопедия
  3. концерт — Конце́рт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. концерт — орф. концерт, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. концерт — : в концерте и на концерте (быть), См. в — на, п. 2в. Управление в русском языке
  6. концерт — КОНЦЕРТ а, м. concert m., нем. Konzert < ит. concerto <�лат. concertare состязаться. 1. Музыкальное произведение для солирующего инструмента, голоса или их группы, обычно в сопровождении оркестра. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  7. концерт — см. >> пение, согласие Словарь синонимов Абрамова
  8. концерт — (иноск.) — соглашение, согласное действие, результат ратований и прений Ср. "Европейский концерт". Ср. Невозможно сохранить европейский концерт для некоторых только частей оттоманской империи, а не для всех ее частей. Ганото (Париж 10-22 февр. Фразеологический словарь Михельсона
  9. концерт — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? концерта, чему? концерту, (вижу) что? концерт, чем? концертом, о чём? о концерте; мн. что? концерты, (нет) чего? концертов, чему? концертам, (вижу) что? концерты, чем? концертами, о чём? о концертах... Толковый словарь Дмитриева
  10. концерт — Заимств. в первой трети XVIII в. из нем. яз., где Konzert < итал. concerto, восходящего к лат. concinere «петь вместе, хором», преф. производного от canere «петь» (см. кантата). Этимологический словарь Шанского
  11. концерт — КОНЦЕРТ -а; м. [франц. concert] 1. Публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров по определённой программе. Симфонический, вокальный, эстрадный к. Праздничный к. Сольный к. Дать к. Выступать с концертами. Толковый словарь Кузнецова
  12. концерт — конце́рт При Петре I – "соглашение"; см. Смирнов 161. Через нем. Konzert (XVII в.; см. Шульц – Баслер 1, 392) из ит. соnсеrtо, букв. "состязание (голосов)" от лат. соnсеrtārе. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. концерт — Концерта, м. [ит. concerto]. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с аккомпанементом оркестра. Большой словарь иностранных слов
  14. концерт — КОНЦ’ЕРТ, концерта, ·муж. (·итал. concerto). 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра (муз. Толковый словарь Ушакова
  15. Концерт — (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. концерт — концерт I м. 1. Публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров. 2. перен. разг. Громкое пение птиц, разнообразные звуки, издаваемые множеством животных и т.п. II... Толковый словарь Ефремовой
  17. КОНЦЕРТ — "КОНЦЕРТ" — наименование операции советских партизан 19.9 — конец октября 1943 во время Великой Отечественной войны по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной территории Белоруссии, Карелии, Литвы, Латвии, Эстонии... Большой энциклопедический словарь
  18. концерт — КОНЦЕРТ м. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помощи хора, оркестра. Концертант... Толковый словарь Даля
  19. концерт — КОНЦЕРТ, а, м. 1. Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании с хореографическими, декламационными и другими номерами). Сольный, хореографический, эстрадный к. Дать к. Выступить с концертом. Идти на к., прийти с концерта. Толковый словарь Ожегова