ЛЕФ

(Левый фронт искусств)

литературно-художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, П. В. Незнамов и др.; до 1927 — Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, Б. Ф. Степанова, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики искусства, педагоги Вхутемаса-Вхутеина (Б. И. Арватов, О. М. Брик, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский и др.). Во главе объединения стоял В. В. Маяковский. Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. В. Кулешов, Э. М. Шуб). Теоретики Л. выдвинули теорию искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа» (художник — только «мастер», выполняющий задания своего класса), а также «революции формы» (отсюда — отрицание художественно-познавательных функций искусства, недооценка классического наследства, формалистические поиски). Л. призывал к созданию утилитарных произв., имеющих определённую функцию. Выдвинутая Л. программа производственного искусства (См. Производственное искусство) способствовала зарождению советского художественного конструирования (См. Художественное конструирование). Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества (в т. ч. станковую картину в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе, что практически вступало в противоречие с творчеством поэтов Л., и прежде всего — Маяковского), противопоставляя им документ, т. н. «литературу факта». Объединение издавало журналы «ЛЕФ» (1923—25) и «Новый ЛЕФ» (1927—28) под редакцией Маяковского. В середине 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения, которое существовало до 1929, когда по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств). Теории Л. оказали влияние на деятельность Вхутемаса и Инхука.

Лит.: ЛЕФ, в кн.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М. — Л.,1933, с. 291 — 95; Перцов В. О., Маяковский в журнале «Леф», в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1917—1924), М., 1971; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917—1932, М., 1966.

Л. К. Швецова.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Леф — ЛЕФ (Левый фронт искусств) — литературная группа левопопутнического толка, существовавшая с перерывами с 1923 до 1929. Основателями и фактически ее единственными членами явились: Н. Асеев, Б. Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, В. Маяковский, С. Третьяков... Литературная энциклопедия
  2. ЛЕФ — м. «Левый фронт искусства» (название одной из литературных групп, 1923—1930). Малый академический словарь
  3. ЛЕФ — (Левый фронт искусств) литературно-художественное объединение, оформившееся в Москве в конце 1922. Вело начало от манифеста русских футуристов «Пощёчина общественному вкусу», изданного в Москве в 1913. В состав ЛЕФа входили В.В. Маяковский, Н.Н. Москва. Энциклопедический справочник
  4. ЛЕФ — ЛЕФ (Левый фронт искусств) — литературно-художественное объединение, 1922-29, Москва, Одесса и другие города (В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, А. М. Родченко, близкие ЛЕФу — С. М. Эйзенштейн, Дзига Вертов и др.). Теоретические установки ЛЕФа (О. М. Брик... Большой энциклопедический словарь