Маньеризм

Маньери́зм

(итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль)

течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Основным эстетическим критерием М. становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистических нормативов произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров Возрождения, маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М. возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Ярче всего М. проявился в искусстве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению М. в общеевропейское явление. Принципы М. определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы (См. Болонская школа), с другой — Караваджо ознаменовало конец М. и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «М.», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство Италии 16 века, [М., 1967]; Briganti G., Der italienische Manierismus, Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962; Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton, 1963; Bousquet J., La peinture manieriste, [Neuchatel], 1964; Hauser A., Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L’architettura del manierismo nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover (New England), 1972.

М. Н. Соколов.

Маньеризм

Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала Понцоне». Кремона.

Маньеризм. Рис. 2

Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—35. Фрагмент.

Маньеризм. Рис. 3

Никколо дель Аббате. «Обращение Павла». Ок. 1555. Художественно-исторический музей. Вена.

Маньеризм. Рис. 4

Пармиджанино. Женский портрет (т. н. «Антея»). 1535—37. Национальные музеи и галереи Каподимонте. Неаполь.

Маньеризм. Рис. 5

Ф. Приматиччо. Декоративное убранство комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

Маньеризм. Рис. 6

Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593. Национальный музей. Стокгольм.

Маньеризм. Рис. 7

Б. Челлини. «Нарцисс». Мрамор. 1540-е гг. Национальный музей. Флоренция.

Маньеризм. Рис. 8

Россо Фьорентино. «Оплакивание Христа». Ок. 1535. Лувр. Париж.

Маньеризм. Рис. 9

Понтормо. «Положение во гроб». 1526—28. Церковь Санта-Феличита. Флоренция. Фрагмент.

Маньеризм. Рис. 10

П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).

Маньеризм. Рис. 11

Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари в Риме. 1593. Портал.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. маньеризм — Маньер/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  2. маньеризм — орф. маньеризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. маньеризм — МАНЬЕРИЗМ а, м. maniérisme m. 1. Стиль в искусстве, отличающийся злоупотреблением какими-л. приемами, какой-л. манерой, обычно формально воспринятыми от большого мастера или школы; характеризуется манерностью, вычурностью. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Маньеризм — (итал. manierismo, от maniera — приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Художественная энциклопедия
  5. Маньеризм — Стиль, возникший как реакция на классический идеал Высокого Возрождения и преобладавший в итальянской архитектуре со времен Микеланджело до конца XVI... Архитектурный словарь
  6. маньеризм — МАНЬЕР’ИЗМ, маньеризма, мн. нет, ·муж. (·франц. manierisme) (иск.). Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы. Толковый словарь Ушакова
  7. МАНЬЕРИЗМ — МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы... Большой энциклопедический словарь
  8. Маньеризм — (итал. manierismo – манера, стиль) – направление в западно-европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Маньеристы утверждали неустойчивость и трагичность бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства (А. Бронзино, Б. Челлини и др.). Словарь по культурологии
  9. маньеризм — маньеризм I м. Направление в европейском искусстве XVII — XVIII вв., характеризующееся изощренностью форм, излишней усложненностью образов, вычурностью приёмов изображения и т.п. II м. Манерность, вычурность, отсутствие простоты, естественности. Толковый словарь Ефремовой