Монада

Мона́да

(от греч. monás, родительный падеж monа́dos — единица, единое)

понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено Пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог «Филеб»), а от Платона — в Неоплатонизм, где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации (См. Эманация).

В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского (См. Николай Кузанский) и Дж. Бруно. У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница, разработавшего специальное учение о М. — «монадологию». По определению Лейбница, М. — это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония). Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, «монадология» Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа. В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия — США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей Персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67—76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. — Münch., 1965.

Г. Г. Майоров.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОНАДА — МОНАДА (от греч. μονάς, родит. падеж μονάδος – единица, единое; лат. monas) – неделимое несоставное единство, мера и прообраз числа. Монада – начало бытия, материей которому служит другое, «неопределенная двоица», диада (Диог. Новая философская энциклопедия
  2. монада — орф. монада, -ы (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  3. монада — МОНАДА ы, ж. monade f. <�гр. monas (monados единица, неделимое. 1. Отдельная частица, единица чего-л. БАС-1. Вот основание системы о монадах, .. хотя она ныне уже не в такой славе, в какой прежде была. Эйлер. // Веселитский 26. Словарь галлицизмов русского языка
  4. монада — МОНАДА — см. монадная, или жгутиковая, структура тела водорослей. Ботаника. Словарь терминов
  5. монада — [единица как начало исхода счета, силы; неделимая единица или существо (Даль)] см. >> единица Словарь синонимов Абрамова
  6. монада — монада , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. монада — МОНАДА -ы; ж. [греч. monas — единица, целое] В некоторых философских учениях: первичная, основополагающая сущность, лежащая в основе мироздания. Толковый словарь Кузнецова
  8. монада — Монады, ж. [греч. monas, букв. единство]. 1. У древних математиков – единица. 2. У древних философов, например, пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). Большой словарь иностранных слов
  9. монада — МОН’АДА, монады, ·жен. (·греч. monas, ·букв. единство). 1. У древних математиков — единица. 2. У древних философов, напр. пифагорейцев, принцип, лежащий в основе бытия (филос.). Толковый словарь Ушакова
  10. монада — (Греч.) Единство, один; но в Оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи-Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к Человеку и затем к конечной цели — Нирване. Теософский словарь
  11. МОНАДА — МОНАДА (от греч. monas, род. п. monados — единица, единое) — понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Большой энциклопедический словарь
  12. монада — монада ж. Неделимый первичный духовный элемент, который — вместе с другими подобными — составляет основу мироздания (в философии Г.В. Лейбница). Толковый словарь Ефремовой
  13. монада — МОНАДА ж. единица, как начало исхода счета, силы и пр. || Стихия, начало, неразлагаемое тело. || Неделимая единица или существо, в царстве животном, как атом в телах вообще. || Самый простор наливнячок, шариком. Толковый словарь Даля
  14. МОНАДА — МОНАДА (греч. monas — единица, единое) — понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции... Новейший философский словарь
  15. Монада — (философ.) — см. Лейбниц. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона