Мунк

I

(Munk)

Анджей (16.10.1921, Краков, — 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы: «Направление — Новая Гута» (1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957), «Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате — «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях; ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.

Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945—1965, М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967; Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.).

II

(Munk)

Кай (13.1.1898, Марибо, — 4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Силькеборга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологического факультета Копенгагенского университета (1924) М. — приходский священник в Западной Ютландии. Литературную деятельность начал в 20-х гг. Первое значительное произведение — драма «Идеалист» (опубликовано 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме «Слово» (1925) М. утверждает силу религиозной веры. В произведениях 30-х гг. отразилось увлечение М. идеей «сильной личности», приведшее его к проповеди политической диктатуры (драмы «Гамлет», 1934, «Победа», 1936, «Диктаторша», 1938); однако в драме «Он сидит у плавильного тигля» (1938) М. осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот: сборники стихов «Клянитесь, юноши!» (1941), «Юный Север» (1942), сборники статей «На реках Вавилонских» (1941), «Мечом слова» (1942), национально-историческая драма «Нильс Эббесен» (1942). Стихи и проповеди М., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами.

Соч.: Mindeudgave, [bd 1—9], Kbh. 1948—49.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918—1952, М., 1963; Larsen J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941; Brix Н., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946: Marcussen O., Kaj Munks bger. Enbibliografi, Kbh., 1945.

И. П. Куприянова.

III

(Munch)

Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло), — 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Профессор университета в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Государственного архива. Основной труд — «История норвежского народа» (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в научный оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции средневековой норвежской истории М. положил борьбу между «родовой аристократией» и королевской властью. Идеолог радикальных кругов норвежской буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии.

Соч.: Det norske folks historie, del 1—4, [bd 1—6], Christiania, 1852—59.

IV

(Munch)

Эдвард (12.12.1863, Лётен, — 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881—86) и в мастерской К. Крога (1882—83). В конце 1880-х — 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние Постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера, а также Ю. А. Стриндберга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество М. с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля «Модерн» («Сестра художника», 1892; «Комната умирающего», 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение Экспрессионизма («Крик», 1893; «Танец жизни», 1899; «Девушки на мосту», см. илл.; все названные произведения — в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х—1910-х гг. входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл «Фриз жизни». Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910—16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]; Benesch О., Е. Munch, Köln, 1960; Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963; Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]: Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197—].

Т. И. Володина.

Мунк

Э. Мунк. «Крик». 1893. Национальная галерея. Осло.

Мунк. Рис. 2

Э. Мунк. «Девушки на мосту». Около 1901. Национальная галерея. Осло.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МУНК — (Munch), Петер Андреас (15.XII.1810 — 25.V.1863) — норв. историк, крупнейший представитель норв. ист. школы. Проф. истории в ун-те Христиании (Осло) с 1841, с 1861 — архивариус Гос. архива. Гл. работа — "История норв. Советская историческая энциклопедия
  2. МУНК — МУНК (Munch) Петер Андреас (1810-63) — норвежский историк, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1857). Основной труд — "История норвежского народа" (до 1397). МУНК (Munk) Анджей (1921-61) — польский кинорежиссер. Большой энциклопедический словарь
  3. Мунк — Мунк — финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.; баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович... Большая биографическая энциклопедия
  4. Мунк — Финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.; баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович М. (1795—1865) был ген. от инфантерии и вице-канцлером Александровского университета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона