Практика

Пра́ктика

(греч. praktike, от praktikós — деятельный, активный)

материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, например педагогическую, художественную, административную и т.д. Основные формы практической деятельности людей — производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практическая деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политической жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная научная деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, — это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отдельного человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

Общественная П. находится в единстве с познавательной деятельностью человека, с теорией. Она является источником научного познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретическом отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практических действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои Потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. «... Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практический действий, которые служили основой возникновения логических операций. В. И. Ленин писал, что «... практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производственная П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практическая потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (там же, с. 145—46).

Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность» (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.

Практическая деятельность людей и её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно Г. Гегелю, например, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. «религиозный опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности.

Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.

В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда «... всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу общественной П., утилитарно понимают её как лишь непосредственное физическое участие индивида в производственной или политической деятельности.

Коренной порок идеалистического понимания П. состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практической деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «... мистического тождества практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

Теория и П. образуют единство противоположностей, в котором П. принадлежит решающая роль. Диалектическая взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.

Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит. при ст. Теория познания.

А. Г. Спиркин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. практика — -и, ж. 1. филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. Теория имеет очень сильное влияние на практику. Малый академический словарь
  2. ПРАКТИКА — ПРАКТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный) — англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. Социологический словарь
  3. ПРАКТИКА — ПРАКТИКА (от греч. πράξις – дело, деятельность, поступок) – понятие философского (эстетического, гносеологического, этического, политологического) дискурса... Новая философская энциклопедия
  4. практика — Пра́кт/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. практика — орф. практика, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. практика — • большая ~ Словарь русской идиоматики
  7. практика — ПРАКТИКА (от греч. щЩк — деятельность, активность) — сознательная, целеполагающая, целесообразная человеческая деятельность, как индивидуальная, так и общественная (трудовая, спортивная и т.д. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. практика — см. >> клиент, круг, обычай Словарь синонимов Абрамова
  9. практика — На практике — на деле Практиковаться — делаться Практика (большая) — деятельность, опытность Практический (практичный) — иноск.: о человеке не увлекающемся, действующем осторожно, имея прежде всего в виду — пользу Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. практика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? практики, чему? практике, (вижу) что? практику, чем? практикой, о чём? о практике 1. Практикой называется деятельность людей по освоению природы и преобразованию общества. Толковый словарь Дмитриева
  11. практика — Заимств. в начале XVIII в. из польск. яз., где praktyka > лат. practica, передающего греч. praktikē «практическое знание». Исходное слово — prassō «делаю, действую». Этимологический словарь Шанского
  12. практика — 1. деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; 2. приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы;... Большой бухгалтерский словарь
  13. практика — ПРАКТИКА -и; ж. [греч. praktikos — деятельный, активный] 1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. Толковый словарь Кузнецова
  14. практика — ПРАКТИКА, и, ж. 1. Деятельность людей, в ходе к-рой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. Единство теории и практики. Проверить результаты опыта на практике. Толковый словарь Ожегова
  15. практика — Свод норм поведения; нормы проведения тех или иных операций. Например, биржевая практика и т.д. Финансовый словарь терминов
  16. практика — ПР’АКТИКА, практики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. praktikos — действенный). 1. Деятельность человеческо общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. «... Толковый словарь Ушакова
  17. Практика — (морская) собрание правил для вооружения корабля, управления им и умения назвать каждую вещь и часть своим специальным именем. Первая "П." на русском языке была написана Гамалеем в конце прошлого столетия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. практика — Заимствование из немецкого языка, где через латинское посредство восходит к греческому praktike. Этимологический словарь Крылова
  19. практика — ПРАКТИКА ж. опыт, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполненье или попытка к тому, испытанье. В теории хорошо, что скажет практика! Зодчему нужно заняться практикой постройки. Теория нередко изменяет практике, и наоборот. Толковый словарь Даля
  20. практика — Практики, мн. нет, ж. [от греч. praktikos – действенный]. 1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. 2. Жизнь, действительность, какое-н. Большой словарь иностранных слов
  21. ПРАКТИКА — ПРАКТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный) — целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности. Большой энциклопедический словарь
  22. практика — пра́ктика начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 235. Через укр. пра́ктика, польск. praktyka из лат. рrасtiса от греч. πρακτικη (χρῆσις) (Христиани 21). Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. практика — практика ж. 1. Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования. 2. Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-либо выводов, положений. Толковый словарь Ефремовой
  24. ПРАКТИКА — ПРАКТИКА — категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: — поэзия и П.:... Новейший философский словарь