Рококо

Рококо́

(франц. rococo)

рокайль (от орнаментального мотива Рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития французского Р. (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы Барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Р. (примерно 1725—50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе Десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преимущественно орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений; например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Р. нередко являлся не столько отражением французских влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Для живописи, скульптуры и графики Р. характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного искусства Р., мастера которого умели особенно тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль Р. повсеместно вытесняется Классицизмом.

В России веяния Р., особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Литература Р. — утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражданских идеалов искусство; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей «мудростью» Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Из жизни изгнаны все «низкие» и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют Пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России искусству Р. родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т; 7, М.. 1969; Кожина Е. И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Rokoko, Warsz., 1970; Keller М., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, B., 1971.

Рококо

Ж. Ф. Эбен. Секретер. Ок. 1760. Резиденция баварских герцогов. Мюнхен.

Рококо. Рис. 2

Т. Жермен. Миска и поднос. Позолоченное серебро. 1733—34. Лувр. Париж.

Рококо. Рис. 3

«Арлекин и Коломбина». Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам.

Рококо. Рис. 4

Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр. Париж.

Рококо. Рис. 5

И. М. Фишер (архитектор), И. М. Фейхтмайр II (автор стукового декора). Паломническая церковь в Цвифальтене (ФРГ). 1741—65.

Рококо. Рис. 6

Г. Ж. Бофран. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735.

Рококо. Рис. 7

И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746.

Рококо. Рис. 8

Ж. Ламур. Решетка ограды площади Станислас в Нанси. 1750-е гг.

Рококо. Рис. 9

Ж. Обер. Конюшни в Шантийи. 1719—35.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. рококо — нескл., ср. Архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине 18 в. во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Мебель в стиле рококо. Малый академический словарь
  2. Рококо — РОКОКО (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Литературная энциклопедия
  3. Рококо — (франц. rococo, также rocaille — рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale — музыкальный рокайль) — стиль в европ. иск-ве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль... Музыкальная энциклопедия
  4. рококо — Рококо́, неизм. и нескл., с. Морфемно-орфографический словарь
  5. рококо — орф. рококо, неизм. и нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  6. рококо — РОКОКО нескл., ср. rococo m. 1. Архитектурный и декоративный стиль 18 в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Рококо — (франц. rococo) — архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине XVIII в. во Франции; отличается изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом (см. Стиль). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
  8. Рококо — (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII... Художественная энциклопедия
  9. Рококо — Стилистическое направление в европейском искусстве 1700-1760-х годов, утонченная версия завершающей фазы барокко. Во Франции ассоциируется с легкими витыми формами и куртуазной мишурой... Архитектурный словарь
  10. рококо — РОКОКО.1. нескл., м. и ср. Стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами. 2. неизм. Характеризующийся таким стилем, выполненный в таком стиле. Архитектура р. Мебель р. Толковый словарь Ожегова
  11. рококо — РОКОК’О, нескл., ·муж. и ср. (·франц. rococo) (архит., иск.). Архитектурный и декоративный стиль 17-18 ·вв., достигший полного своего развития во Франции при Людовике XV и отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Постройка в стиле рококо. Толковый словарь Ушакова
  12. рококо — РОКОКО неизм. [франц. rococo от roc — камень, скала]. I. м. и ср. Архитектурный и декоративный стиль, отличающийся причудливым орнаментом и изысканной сложностью форм. (возник в первой половине 18 века во Франции). II. прил. Толковый словарь Кузнецова
  13. Рококо — (фр. rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII... Словарь по культурологии
  14. рококо — Нескл., м. и ср. [фр. rococo] (архит., искус.). Архитектурный и декоративный стиль 17–18 вв., достигший полного своего развития во Франции при Людовике XV и отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Большой словарь иностранных слов
  15. РОКОКО — РОКОКО (франц. rococo, от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры... Большой энциклопедический словарь
  16. рококо — рококо I нескл. ср. Архитектурный и декоративный стиль XVIII в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль II II неизм. прил. Отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом; рокайль III (об архитектурном и декоративном стиле). Толковый словарь Ефремовой
  17. Рококо — Название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715—23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона