Сарьян

I

Сарья́н

Сарян Гегам Багдасарович [р. 12(25).12.1902, Тебриз, Иран], армянский советский поэт, заслуженный деятель культуры Армянской ССР (1967) и Украинской ССР (1972). Окончив армянскую семинарию в Тебризе, учительствовал в Иране (1920—22). В 1922 переехал в Советскую Армению. Печатается с 1919. Для ранней лирики характерны мотивы отчаяния и протеста против тягостной социальной действительности. В Советской Армении С. создаёт поэму «Свадьба Ширака» (1925) — о строительстве Ширакского канала. Стихи его приобретают широкое гражданское и патриотическое звучание; С. обращается к прошлому и настоящему Армении, пишет о созидательном труде и борьбе за мир, о творчестве и гражданском долге поэта. Автор сборников «Страна Советская» (1930), «Полдень» (1935), «Баллады» (1944), «Хризантема» (1968; Государственная премия Армянской ССР, 1970), «Избранное. Стихи и баллады» (1974) и др. Некоторые стихи С. положены на музыку; переведены на многие языки мира. Депутат Верховного Совета СССР 2, 6 и 8-го созывов. Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

Соч.: в рус. пер. — Чудесное поколение, М., 1950; Стихотворения и поэмы, М., 1958.

Лит.: Мнацаканян В., Гегам Сарян, Ер., 1956; История армянской советской литературы, М., 1966; Тамразян Грант, На литературных путях, М., 1973, с. 263—64.

Л. Г. Мкртчян.

II

Сарья́н

Мартирос Сергеевич [16(28).2.1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону, — 5.5.1972, Ереван], советский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—51). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1904), где в 1902—04 совершенствовался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок «Голубая роза», Союз русских художников, «Мир искусства», «Четыре искусства». В ранних произведениях С. сказочность восточных мотивов сочетается с музыкальностью композиционных ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах конца 1900-х гг. («Автопортрет», темпера, 1909, Третьяковская галерея), с особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию, Египет и Иран (1910—13). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь экспрессивного лаконизма композиции, С. сохраняет предельную чувственную убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую монументальность («Финиковая пальма», темпера, 1911, там же). Известное влияние искусства П. Гогена и А. Матисса, свойственное этим произведениям, сказывается в натюрмортах 1910-х гг., а также в портретах. После Октябрьской революции 1917 главной темой творчества художника становятся жизнь и природа Армении, где он жил с 1921. С 1920-х гг. работает в основном в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность цвета («Армения», 1923, Картинная галерея Армении, Ереван), но затем вводя в свои произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку, в чём сказалось и воздействие Импрессионизма, с особой остротой испытанное С. во время пребывания в Париже в 1926—28. С 1930-х гг. аспекты изображения родной природы в пейзажах С. становятся особенно многообразными. Художник создаёт также многочисленные портреты, сочетая в них острую, порой почти гротескную характерность с вниманием к наиболее устойчивым душевным состояниям своих персонажей («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой», см. илл.), праздничные по колориту натюрморты («Осенний натюрморт», см. илл.). Важнейшей областью творчества С. 40—60-х гг. является пейзаж. Чаще всего С. писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает нюансы, оставляя лишь большие пространственные планы и контрастные цветовые и свето-воздушные отношения; эпическую обобщенность видения, высокий патриотический пафос сочетаются в пейзажах С. с острым чувством современности, благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин «Моя Родина», в том числе «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», и др.; 1952—58, Ленинская премия 1961, см. илл.). С. работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1933, и др.) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938—39, Ереван; Государственная премия СССР, 1941, и др.). Творчество С. сыграло ведущую роль в складывании национальной школы армянской советской живописи. Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

Лит.: Волошин М., Сарьян, «Аполлон», 1913, № 9; Михайлов А. И., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Дрампян Р., Сарьян, [М.], 1964.

Сарьян

М. С. Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.

Сарьян. Рис. 2

М. С. Сарьян. «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна». 1952. Картинная галерея Армении. Ереван.

Сарьян. Рис. 3

М. С. Сарьян. Портрет Р. Н. Симонова. 1939. Музей искусства народов Востока. Москва.

Сарьян. Рис. 4

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва.

Сарьян. Рис. 5

М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.

Сарьян. Рис. 6

М. С. Сарьян.

Сарьян. Рис. 7

М. С. Сарьян. «Горы». 1923. Третьяковская галерея. Москва.

Сарьян. Рис. 8

М. С. Сарьян. «Улица. Полдень. Константинополь». 1910. Третьяковская галерея. Москва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сарьян — САРЬЯН Гегам (1902—) — выдающийся армянский советский поэт. Р. в Тавризе (Иран). Учился в армянской епархиальной школе. В 1922 переселился в Советскую Армению, где и работает в настоящее время на литературном поприще. Литературная энциклопедия
  2. САРЬЯН — САРЬЯН (Сарян) Гегам Багдасарович (1902-76) — армянский поэт. Гражданская и патриотическая лирика обращена к прошлому и настоящему Армении (сборники стихов и поэм "Страна Советская", 1930; "Хризантема", 1968). Большой энциклопедический словарь