Судьба

Судьба́

В мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Идею С., абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект — аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (Причинность), но и от религиозного представления о телеологической детерминации («провидение», Предопределение). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие С. обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта — она «слепа» и «темна» сама по себе. В древнегреческой мифологии С. персонифицируется (триада женских образов — Мойры, у римлян — Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини С. имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности». Недаром верящие в С. всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать.

Идея С. как противоположность идеи Свободы социальна и постольку исторична. Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов, не отделивших ещё своей личной сущности от родового бытия. Поэтому С. не отделяется здесь принципиально ни от естественной причинности, ни от воли духов. Лишь становление государства и цивилизации разводит эти понятия. Для ранней античности бытие человека органически определено его «долей» в полисном укладе (С. как «доля» — таково значение слова «мойра»). В античной жизни огромную роль играли различные способы гадания и предсказания С., связь которых с мировоззрением полисного мира подметил ещё Гегель (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 68—69). Концепция «мойры» не лишена этического смысла: С. понимается как слепая, тёмная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие». Беспощадна античная С. даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел (среднюю трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»). С кризисом полисного уклада вместо «мойры» на первый план выходит «тюхе», то есть С. как удача, случайность., В эпоху эллинизма человек ожидает получить не то, что ему «причитается» по законам традиционного уклада, но то, что ему «выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от случайных придворных событий. С торжеством Римской империи С. осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуждённая от конкретного бытия человека, — фатум. От «фатума» так же невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времён Посидония (См. Посидоний) идея С. всё ещё связывается с теорией и практикой астрологии (См. Астрология); человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звёздных сфер. Христианство противопоставило идее С. веру в осмысленное действие «провидения». Поскольку, однако, иррациональность человеческих отношений и мистификация власти сохраняли свою силу, идея С, не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держался авторитет астрологии; интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением к натуралистическому магизму. В новое время развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею С. в сферу обывательских представлений. Своеобразное возрождение понятия С. происходит в конце 19 в, в философии жизни (См. Философия жизни). Слово «С.» начинает связываться с требованием иррациональной активности, что получило свою предельную вульгаризацию в идеологии нацизма, превратившего понятие С. в инструмент официозной пропаганды.

С. С. Аверинцев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. судьба — -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам и (устар.) судьбам, ж. 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям — сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Покориться судьбе. Малый академический словарь
  2. СУДЬБА — СУДЬБА – в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и недостижимая предопределенность событий и поступков человека. Новая философская энциклопедия
  3. СУДЬБА — СУДЬБА — англ. fate/fortune/destiny; нем. Schicksal. 1. Участь, доля. 2. Непостижимая предопределенность событий и поступков. см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФАТАЛИЗМ. Социологический словарь
  4. судьба — орф. судьба, -ы, мн. судьбы, судеб, судьбам Орфографический словарь Лопатина
  5. судьба — Судьб/а́. Морфемно-орфографический словарь
  6. судьба — Какими судьбами? (разг.) — восклицание при неожиданной встрече в знач.: как попал сюда? как очутился здесь? ► Вы здесь? Какими судьбами? аршин. На произвол судьбы — без помощи, без надзора. ► Вправе ли он оставить его на произвол судьбы?... Фразеологический словарь Волковой
  7. судьба — • необыкновенная ~ Словарь русской идиоматики
  8. судьба — Азартная игра Словарь воровского жаргона
  9. судьба — Судьбина, рок, удел, жребий, доля, участь, счастье, будущность, грядущее, предназначение, предопределение, провидение Мне суждено, дано, предопределено, на роду написано; мне выпало на долю... Словарь синонимов Абрамова
  10. судьба — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? судьбы, чему? судьбе, (вижу) что? судьбу, чем? судьбой, о чём? о судьбе; мн. что? судьбы, (нет) чего? судеб и судеб, чему? судьбам, (вижу) что? судьбы, чем? судьбами, о чём? о судьбах... Толковый словарь Дмитриева
  11. судьба — О беспокойной, непостоянной, неизбежной судьбе. Беспокойная, бурная, ветреная, всесильная, загадочная, замысловатая, изменчивая, капризная, коловратная (устар.), насмешливая, неведомая, неверная, неизбежная, неизвестная, неминуемая, неминучая (простореч. Словарь эпитетов русского языка
  12. СУДЬБА — В мифологии различных народов представление о непостижимой силе, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека (и, в более широком смысле, — социального коллектива)... Мифологическая энциклопедия
  13. судьба — • Ветреная (Пушкин). • Ведьма-судьба (Вяземский). • Гнетущая (Апухтин). • Грозная (Фет). • Железная (Белый, Фет). • Жестокая (Козлов). • Злая (Белоусов, Кольцов). • Злая ведьма-судьба (Кольцов). • Изменчивая (Ратгауз). • Лихая (Коринфский). Словарь литературных эпитетов
  14. судьба — СУДЬБА, ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж. 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы. 2. Доля, участь. Толковый словарь Ожегова
  15. СУДЬБА — СУДЬБА — представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. В древнегреческой мифологии эти силы персонифицировались и выступали, например, в образах равных богам трех сестер-богинь (мойр), определяющих... Новейший философский словарь
  16. судьба — СУДЬБ’А, судьбы, мн. судьбы, судеб, судьбам, ·жен. 1. Стечение обстоятельств (·первонач., в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). «Опять увидеть их мне суждено судьбой. Толковый словарь Ушакова
  17. судьба — СУДЬБА -ы; тв. судьбой и судьбою; мн. род. судеб. дат. судьбам; ж. 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. С. столкнула старых друзей. Баловень судьбы. Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы. Толковый словарь Кузнецова
  18. судьба — См.: 1. суд 2. судить Толковый словарь Даля
  19. Судьба — В мифологии, в иррационалистических философских системах, в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (др.гр. Словарь по культурологии
  20. СУДЬБА — СУДЬБА — в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. Большой энциклопедический словарь
  21. судьба — судьба I ж. 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по религиозным представлениям — воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь. Толковый словарь Ефремовой
  22. Судьба — I см. Рок и Фатализм. II см. Доля, Мойры и Фатум. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона