Телеология

Телеоло́гия

(от греч. télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и... логия (См. ...Логия)

идеалистическое учение о цели (См. Цель) и целесообразности (См. Целесообразность). В противовес Детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Этот принцип «конечных причин» («causa finalis»), согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т. — идеалистическая антропоморфизация (см. Антропоморфизм) природных процессов, приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внешней целесообразности», устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрической (см. Антропоцентризм) и утилитарной Т., согласно которой мир создан «ради целей человека» (Х. Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (то есть приписывающей внутреннюю цель развитию природы), основы которой были сформулированы Аристотелем (См. Аристотель), утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутренняя цель является, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в некоторый абсолют — энтелехию (См. Энтелехия) — как завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время развивались Г. Лейбницем в его монадологии и учении о предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония); они получили своё последовательное воплощение в учении Ф. Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Г. Гегеля (См. Гегель).

В своеобразной форме идеи Т. развивал И. Кант. Сознавая недостаточность концепции механического детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органической жизни и человеческой деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологических «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристического принципа.

В различных вариантах основные формы Т. распространены в науке (Витализм, неовитализм и др.) и в философии (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Неотомизм и др.).

В объяснении органической целесообразности биология, начиная с Ч. Дарвина и вплоть до современной молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т. Объективные процессы, послужившие определённым основанием для «телеологического мышления», получили научные объяснение в рамках диалектико-материалистической концепции детерминизма, вобравшей в себя всё ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т. (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистической Т.» имеют сугубо отрицательное значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «квазителеология» и прочее, по существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения, выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи (См. Обратная связь), с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность результата действия (и, соответственно, направленность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, который традиционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый научный подход — так называемый целевой подход как часть общего функционального анализа сложных органических систем.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Бунге М., Причинность пер с англ., М., 1962; Фролов И. Т., Генетика и диалектика, М., 1968; его же, Органический детерминизм, телеология и целевой подход в исследовании, «Вопросы философии», 1970, № 10; На пути к теоретической биологии, М., 1970; Theiler W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.—Lpz., 1925; Hartmann N., Teleologisches Denken, B., 1951; Schmitz J., Disput über das teleo-logische Denken, Mainz, 1960.

И. Т. Фролов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. телеология — -и, ж. Идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются богом, или является внутренними причинами природы. [От греч. τέλειος — достигший конца, цели и λόγος — учение] Малый академический словарь
  2. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ – см. Целесообразность. Новая философская энциклопедия
  3. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teles — род, падеж, teleos — цель и logos — слово, учение) — англ. teleology; нем. Thele-ologie. 1. Учение о цели и целесообразности. Социологический словарь
  4. телеология — орф. телеология, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. телеология — Теле/о/ло́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. Телеология — (греч. telos – цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Толковый словарь психиатрических терминов
  7. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ и, ж. téléologie f. <�н.-лат. teleologia <�гр. telos конец, цель+ logia учение о.. Антинаучное религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому вся история мира является осуществлением заранее предопределенной... Словарь галлицизмов русского языка
  8. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. xiXoq — цель, завершение и А.6уос, — учение) — учение или метод, выбирающие цель в качестве принципа объяснения. Как философская доктрина, Т. возникает в греч. философии у Анаксагора и Сократа. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. телеология — (от греч. telos, род. падеж teleos — цель, результат, завершение и логия), идеалистич. учение об изначальной целесообразности в природе, приписывание внутр. цели развитию живой природы. Телеологич. Биологический энциклопедический словарь
  10. Телеология — (Телео- + греч. logos учение) идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, что в действительности присуще лишь деятельности человека. Медицинская энциклопедия
  11. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ -и; ж. [от греч. telos (teleos) — достигший конца; цель и logos — учение] Идеалистическое учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой богом или природой целью. Критика телеологии. Толковый словарь Кузнецова
  12. телеология — ТЕЛЕОЛОГИЯ, и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью. | прил. телеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  13. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы... Новейший философский словарь
  14. телеология — Телеологии, мн. нет, ж. [от греч. telos – конец, цель и logos – учение]. 1. Учение, по к-рому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). Большой словарь иностранных слов
  15. ТЕЛЕОЛОГИЯ — ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. telos, род. п. teleos — цель и...логия) — философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию) — которые или устанавливаются Богом (Х. Большой энциклопедический словарь
  16. телеология — телеология ж. Философская концепция, согласно которой всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределённого Богом или природой. Толковый словарь Ефремовой
  17. телеология — ТЕЛЕОЛ’ОГИЯ, телеологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. telos — конец, цель и logos — учение). 1. Идеалистическое учение, по которому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). Толковый словарь Ушакова
  18. Телеология — и физико-теологическое доказательство бытия Бога. — Термин телеология означает учение о целях. В той мере, в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой природы... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона