Тютчев

I

Тю́тчев

Алексей Иванович [около 1800 — 21.1(2.2).1856], декабрист. Сын помещика Орловской губернии. В 1815 начал службу в лейб-гвардии Семёновском полку; после Семёновского полка восстания (См. Семёновского полка восстание) 1820 был переведён в Пензенский пехотный полк. В 1825 вступил в Общество соединённых славян, был одним из деятельных его участников, сыграл видную роль в подготовке слияния общества с Южным обществом декабристов (См. Южное общество декабристов). Приговорён в 1826 к 20 годам каторги, которую отбывал в Чите и в Петровском Заводе. С 1835 на поселении в Минусинском округе.

II

Тю́тчев

Николай Сергеевич [10(22).8.1856, Москва, — 31.1.1924, Ленинград], русский революционер, народник. Из дворян. Учился в Петербурге в Медико-хирургической академии (1874—77) и на юридическом факультете университета (1877—78). В 1875 арестован по делу Н. И. Кибальчича. С конца 1876 член «Земли и воли» (См. Земля и воля), вёл пропаганду среди рабочих. Арестован 2 марта 1878 и выслан в Восточную Сибирь. По возвращении из ссылки (1891) участвовал в создании «Народного права» партии (См. Народного права партия). В апреле 1894 вновь арестован и выслан в Восточную Сибирь. В 1904 примкнул к эсерам (См. Эсеры), член боевой организации. В 1906—14 в эмиграции. С 1918 работал в историко-революционном архиве в Петрограде, возглавлял Комиссию по раскрытию секретных агентов охранки. Член Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (См. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев), сотрудничал в журнале «Каторга и ссылка».

Соч.: Статьи и воспоминания, ч. 1—2, М., 1925.

III

Тю́тчев

Федор Иванович [23.11(5.12).1803, село Овстуг, ныне Брянской области 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819—21 обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—37) и Турине (1837—39). В бытность Т. за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 А. С. Пушкин, восхищённый стихами Т., доставленными ему из Германии, напечатал их в «Современнике». Вернувшись в Россию (1844), Т. с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

Как поэт Т. сложился на рубеже 20—30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др. Проникнутая страстной, напряжённой мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Т. художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 40 — начале 50-х гг. Т. испытал подъём поэтического творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

В студенческие годы и в начале пребывания за границей Т. находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утёс», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Боясь революции, Т. испытывал в то же время острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855, и др.).

Философские взгляды Т. формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Т. пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречён на «безнадёжный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Т. с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур («Два голоса», 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевлённости природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Т. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Т. — наряду с Е. А. Баратынским — крупнейший представитель русской философской лирики 19 в. Художественный метод Т. при всём его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

В 50—60-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Т., потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний.

Проникновенный лирик-мыслитель, Т. был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Т. положены на музыку («Весенние воды» С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.

Жизнь и творчество Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.

Соч.: Стихотворения. Письма. [Вступ. ст. К. В. Пигарева], М., 1957; Стихотворения. [Вступ. ст. и подгот. текста Н. Я. Берковского], М. — Л., 1962; Лирика. [Изд. подготовил К. В. Пигарев], 2 изд., т. 1—2, М., 1966.

Лит.: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Тютчев), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; Пигарев К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Тютчев, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. — Л., 1966, Касаткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева, Саратов, 1969; Бухштаб Б. Я., Ф. И. Тютчев, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Тютчева, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Тютчева, М., 1975; Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, М. — Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, N. Y. — L., 1965.

К. В. Пигарев.

Тютчев

Ф. И. Тютчев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тютчев — ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803—1873) — один из крупнейших русских поэтов. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Получил уже в юности широкое гуманитарное, в частности литературное, образование (домашнее — под руководством Раича... Литературная энциклопедия
  2. ТЮТЧЕВ — 1. Алексей Иванович (ок. 1800 — 21.I.1856) — декабрист, капитан Пензенского пех. полка. Воспитывался в Морском корпусе. В 1815 начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку; сблизился с И. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым. Советская историческая энциклопедия
  3. ТЮТЧЕВ — Предком поэта был крымский генуэзец Дудже, или Тутче, переселившийся в Москву в XVI веке. (Ф) Словарь русских фамилий
  4. Тютчев — По преданиям семьи Тютчевых, основателем рода был живший в Крыму генуэзец Тютче, который, судя по его прозвищу, был тюркского происхождения и изготавливал или продавал изделия из бронзы – ведь основой его прозвища служит турецкое слово tuc – "медь... Этимологический словарь Крылова