Штос

(Stoß)

Фейт [по-польски Стош или Ствош (Stosz, Stwosz) Вит] (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг, — 1533, Нюрнберг), немецкий скульптор, живописец и гравёр, ознаменовавший своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецкой и польской скульптуре. В 1477—96 работал преимущественно в Кракове. Из произв. Ш., созданных в Польше (надгробие Петра из Бнина, камень, ок. 1494, Кафедральный костёл, Влоцлавек, и др.), важнейшим является величественный алтарь костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477—89, см. илл.), сочетающий круглую деревянную скульптуру (в центральной части) с рельефом (на створках) и живописью (пейзажные фоны в рельефах). Праздничная полихромия пластики, богатство жизненных типов, драматическая сила чувств, подчёркнутая напряжённым ритмом складок одежд, ставят краковский алтарь Ш. в ряд лучших памятников европейской скульптуры. В 1496 Ш. вернулся в Нюрнберг, где преимущественно и работал впоследствии. Его произведения 1490 — 1520-х гг. (т. н. Мадонна из дома Ш., около 1499, Германский национальный музей, Нюрнберг; группа «Благовещение», 1517—18, в Лоренцкирхе в Нюрнберге; алтарь собора в Бамберге, 1520—23; все — дерево) свидетельствуют об углублении ренессансных тенденций: более мягкой и плавной становится моделировка лиц, игра складок одежд и экспрессия жестов и поз гармоничнее выявляют пластику форм (помимо этого, мастер всё чаще отказывается от полихромии).

Лит.: Dettloff S., Wit Stosz, t. 1―2, Wroclaw, 1961; Lutze E., Veit Stoss, 4 Aufl., Münch., 1968.

Штос

Вит Стош. «Взятие Христа под стражу». Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477—89).

Штос. Рис. 2

Штос Ф. «Моление о чаше». Песчаник. Национальный музей. Краков.

Штос. Рис. 3

Штос Ф. «Благовещение». 1517—18. Лоренцкирхе. Нюрнберг.

Штос. Рис. 4

Штос Ф. «Рождество Христово» (часть алтаря в Бамбергском соборе). 1520—23. Дерево.

Штос. Рис. 5

Штос Ф. «Богоматерь с младенцем». Около 1500. Германский национальный музей. Нюрнберг.

Штос. Рис. 6

Штос Ф. «Архангел Рафаил» (часть группы «Товий с ангелом»). Германский национальный музей. Нюрнберг. Дерево.

Штос. Рис. 7

Штос Ф. Алтарь костёла Девы Марии в Кракове. 1477—89. Дерево.

Штос. Рис. 8

Штос Ф. Голова апостола. Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове. Дерево.

Штос. Рис. 9

Штос Ф. Голова апостола. Фрагмент алтаря костёла Девы Марии в Кракове. Дерево.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. штос — -а, м. 1. Род азартной карточной игры. Майдан — это игорный дом, маленькое Монте-Карло, развивающее в арестанте заразительную страсть к штосу и другим азартным играм. Чехов, Остров Сахалин. 2. спорт. Один из приемов в фехтовании. Малый академический словарь
  2. штос — орф. штос, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. штос — Штос/. Морфемно-орфографический словарь
  4. штос — Карточная игра Словарь воровского жаргона
  5. ШТОС — ШТОС (Sto?) Фейт (польск. Вит Стош, Ствош, Stosz, Stwosz) (ок. 1455-1533) — немецкий и польский скульптор. Произведения Штоса знаменуют переход от поздней готики к Возрождению. Большой энциклопедический словарь
  6. штос — Название азартной игры (Ходасевич, Державин 38). Из нем. Stoss в том же знач.; см. Горяев, Доп. I, 58. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. штос — штос м. устар. см. штосс Азартная карточная игра. Толковый словарь Ефремовой
  8. штос — ШТОС, ШТОСС, штоса, ·муж. (·нем. Stoss). Азартная карточная игра вроде банка. «Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает.» Гоголь. Толковый словарь Ушакова
  9. штос — См. штосгерд Толковый словарь Даля