Мода

☼ периодическая смена образцов культуры и массового поведения.

М. присутствует в самых различных сферах человеч. деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда, прическа, косметика и т.д.) и непосредств. среды его обитания (интерьер, разл. бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, худож. лит-ре, науке, речевом поведении и т.д. Будучи сложным многоаспектным явлением, М. издавна служит объектом изучения самых разл. наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экон. науки, эстетики, семиотики и др.

Еще А. Смит в “Теории нравств. чувств” (1759) отмечал влияние М. не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т.д., подчеркивая особое значение элитарных слоев как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в совр. ему об-ве (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подобное подражание было невозможно).

Спенсер на основе анализа большого этногр. и историко-культурного материала выделил два вида подражат. действий:

1) мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом;

2) стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними.

Последний мотив лежит в основе возникновения М. Последователь Спенсера амер. социолог Самнер в книге “Народные обычаи” (1906) подчеркивал нормативный и принудит. характер М.

Н.К. Михайловский проанализировал социально-психол. аспект М. в связи с поведением толпы и явлением подражания. Франц. социолог Г. Тард считал М. наряду с обычаем осн. видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то М. — подражание современникам, носящее “экстерриториальный” характер.

Значит. вклад в теор. осмысление М. внес Зиммель, к-рый связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что М. существует только в об-вах с классовой бессословной структурой, с к-рой она тесно связана. Ее развитие происходит сл. образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), к-рые вновь заимствуются низшими классами, и т.д.

В. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее в об-ве искусств. потребности.

Амер. социолог и экономист Т. Веблен проанализировал роль престижа, демонстративности и “показного потребления” в функционировании М.

Франц. философ Э. Гобло в книге “Барьер и уравнивание” (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличит. признаков высокого социального статуса в капиталистич. об-вах посредством М. Амер. лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления Я; эту функцию М. осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбер вместе с Д. Ричардсон в работе “Три века М. в женской одежде: количественный анализ” (1940) провели историко-статистич. исследование изменений нек-рых параметров женской одежды за три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни.

Существуют попытки психоаналитич. (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена М. Изучались многообразные связи М. с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Барбера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.).

В работах Г. Блумера М. рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения М., по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение разл. соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в рез-те к-рого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.

В посл. годы преобладающее значение приобрел подход к изучению М. как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психич. регуляции, тесно связанному с осн. ценностями и тенденциями развития совр. об-ва. Общепризнано, что развитие и функционирование М. в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление геогр. и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая М. ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются худож. творчество, научные открытия, техн. изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие М. носит циклич. характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. “Отмирающие” модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями.

М. — одна из знаковых систем, посредством к-рой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный цикл в М. состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфич. “сообщений”, отправляемых “производителями” через посредство “распространителей” к конечному адресату — потребителям; только на потребительской стадии потенциальная М. становится реальной.

М. служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от об-ва к об-ву, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значит. трансформации. В разл. об-вах и группах одна и та же М. зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться разл. и даже противоположные ценностные ориентации.

Исследования М. и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и др. областях.

Лит.: Мода: за и против. М., 1973; Петров Л.В. Мода как обществ. явление. Л., 1974; Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М., 1994; Lipovetsky G. L'empire de 1'ephemere. P., 1987; Besnard Ph., Desplanques G. Un Prenom pour toujours: La cote des prenoms hier, aujourd'hui et domain. P., 1991.

А.Б. Гофман.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мода — (франц. mode от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — быстрое широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в какой-л. др. сфере жизни или культуры. Энциклопедия моды и одежды
  2. мода — -ы, ж. 1. Господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде. Быть одетым по моде. Мода на высокие каблуки. Выйти из моды. Войти в моду. Малый академический словарь
  3. Мода — Одна из числовых характеристик распределения вероятностей случайной величины. Для случайной величины, имеющей плотность вероятности р(х), М. наз. любая точка х 0 максимума р(х). Математическая энциклопедия
  4. МОДА — 1. МОДА I (от лат. modus — мера, образ, способ, наклонение) — англ. fashion; нем. Mode. Образцы, манеры, вкусы, преобладающие в определенной среде в определенной время в отношении одежды, предметов быта, искусства и т. д. 2. МОДА II — англ. mode; нем. Социологический словарь
  5. мода — Мо́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. Мода — I Мо́да (франц. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) непродолжительное господство определённого вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от понятия стиля (См. Стиль)... Большая советская энциклопедия
  7. мода — орф. мода, -ы Орфографический словарь Лопатина
  8. мода — МОДА ы, ж. mode f., > нем. Mode, гол. mode. 1. Форма, образец, манера. Сл. 18. А что стволы <�пушечные> на колесах, и то самая старая мода и нигде не употребляется болши. ПБП 1 284. От города Мальта .. через море превозят в барках, .. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Мода — (франц. mode, от лат. modus — мера, способ, правило) периодическая смена образцов культуры и форм поведения в различных сферах человеческой деятельности. М. касается, прежде всего, внешнего вида человека (одежда, причёска и т.д. Педагогический терминологический словарь
  10. мода — Сеть; Кабель Характеристика распространения светового луча и распределения энергии в оптическом волокне Словарь компьютерных терминов
  11. мода — см. >> обычай см. также -> быть одетым по моде, вводить моду, в моде, выходить из моды Словарь синонимов Абрамова
  12. мода — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? моды, чему? моде, (вижу) что? моду, чем? модой, о чём? о моде; мн. что? моды, (нет) чего? мод, чему? модам, (вижу) что? моды, чем? модами, о чём? о модах... Толковый словарь Дмитриева
  13. мода — Заимств. в начале XVIII в. из франц. яз., где mode < лат. modus «манера» < «правило, мера», того же корня, что греч. metron «мера», готск. mitan «мерить», мера. Мода буквально — «то, что умеренно, скромно». Этимологический словарь Шанского
  14. МОДА — МОДА, в статистической выборке — значение ПЕРЕМЕННОЙ, встречающееся чаще всего. Например, в исследовании по потреблению пива выборку из 100 человек спросили, сколько бутылок пива они выпивают в неделю. Научно-технический словарь
  15. мода — Абсурдная, авангардная, бессмысленная, быстротекущая, властная, временная, всеобщая, высокая, вычурная, глупая, гнусная, господствующая, демократичная, дурная, классическая, массовая, мещанская, навязчивая, недолговечная, нелепая, нескромная... Словарь эпитетов русского языка
  16. мода — МОДА -ы; ж. [франц. mode — мода; манера, образ действий] 1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определённое (обычно недолгое) время и проявляющихся в увлечениях чем-л., формах быта, одежде и т.п. М. на высокие каблуки. Толковый словарь Кузнецова
  17. мода — МОДА, ы, ж. 1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. М. на короткую одежду. Ввести в моду новый фасон. 2. мн. Толковый словарь Ожегова
  18. мода — Моды, ж. [фр. mode]. 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Одет по последней моде. || Привычка, новая манера поведения (простореч.). У меня нет моды деньгами платить. Чехов. 2. только мн. Большой словарь иностранных слов
  19. мода — М’ОДА, моды, ·жен. (·франц. mode). 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-нибудь в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженые волосы. Толковый словарь Ушакова
  20. мода — мо́да впервые мода, у Петра I (см. Смирнов 198), также у Фонвизина (см. Преобр. I, 544). Через нем. Моdе (с XVII в., см. Шульц–Баслер 2, 126) или из франц. mode от лат. modus "мера (предмета); правило, предписание; образ, способ". Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. МОДА — МОДА — тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках (см. Волновод, Квазиоптика). Большой энциклопедический словарь
  22. мода — мода ж. 1. Совокупность привычек и вкусов, господствующих в какой-либо социальной среде в определённое время. 2. Образцы предметов одежды, отвечающие таким привычкам и вкусам. 3. Манера поведения, обычаи. 4. Быстропроходящая популярность. Толковый словарь Ефремовой
  23. мода — МОДА ж. франц. ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах; обык. По моде, и мышь в комоде. По старой вере, да по новой моде, о раскольн. Ныне это в моде, в обычае, в обыке. Такая мода, обык. Толковый словарь Даля
  24. МОДА — МОДА (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего... Новейший философский словарь
  25. Мода — (франц. mode от дат. modus; англ. fashion, откуда наше "фэшенебльный") — форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Психологической основою... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона