жизнь

ЖИЗНЬ — понятие, получившее получившее в эпистемологии гуманитарного знания культурно-исторические и философские значения, в которых на первый план выходят интуитивно постигаемые первичность жизненной реальности, ее темпоральность, событийность и непрерывность течения. Стремление представить Ж. в ее философских смыслах, что было отмечено Г. Риккертом в его «Философии жизни», — это не отрицание рационального подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам», господствовавшим в механистическом естествознании и формальной логике. За этим стояло обращение к иной онтологии — человеческой духовности, укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире»; к иной традиции — культурно-исторической и гуманитарно-герменевтической. Формирование наук о культуре, в отличие от наук о природе, разработка их методологии, принципов и понятий предполагало введение категории «Ж.» как в философию, так и в эпистемологию гуманитарного знания. У ж е А. Шопенгауэр, исследуя «мир как волю и представление», вводит понятие Ж. в связке с понятием «воля»; если есть воля, то будет и Ж., воля — это внутреннее содержание, существо мира, а Ж., видимый мир — только зеркало воли. Ф. Ницше говорит о воле к власти, а Ж. только средство, выражение форм усиления власти. Должна ли Ж. господствовать над познанием, над наукой, или познание над Ж.? Он безусловно уверен, что Ж. есть высшая господствующая сила; познание предполагает Ж. и заинтересовано в ее сохранении. Ж. для Ницше предстает «первичной реальностью», главной ценностью, основанием и предпосылкой «духа» и познания. Он знает и принимает ее до культуры, государства, до гражданского общества и распорядка, труда и «мира», наделяя при этом новым, главным звучанием: Ж. как воля к власти. А. Бергсон в «Творческой эволюции» писал о «жизненном порыве», который принимает две основные формы — инстинкта и интеллекта, — служащие цели выживания организмов. Время, представленное у Бергсона как длительность (duree).реальное время, — это важнейшая характеристика Ж. Опираясь на нее, он стремился увидеть возможности новой онтологии, создание которой можно было бы осуществить не столько средствами специальных наук, сколько философией, включающей жизненный и внутренний духовный опыт человека, требующей новых, «вненаучных» и «неклассических» представлений. Для В. Дильтея, как для и других представителей герменевтики, категория Ж. становится фундаментальной при разработке методологии наук о культуре (о духе) и «критике исторического разума». Его не удовлетворяла причинно-следственная модель сознания, мир научных абстракций, из которого исключен сам человек. Вернуть его возможно лишь посредством обращения к Ж., данной во внутреннем опыте как нечто непосредственное и целостное. Дильтей руководствовался главным принципом — познать Ж. из нее самой — и стремился представить мышление и познание как имманентные Ж., полагая, что внутри самой Ж. формируются объективные структуры, связи и соответствующие им категориальные определения Ж. Как дается Ж. другого и какими методами она постигается? Ответы на эти вопросы стали условием построения новой теории знания, учитывающей специфику внутреннего опыта — переживания Ж. Основополагающими для всех определений Ж., по Дильтею, являются ее темпоральность, «течение Ж.», одновременность, последовательность, временной интервал, длительность, изменения. Он озабочен проблемой «непроницаемости» Ж. для познания, осознает, что естествознание обладает «всеобщим схематизмом» в понятии причинности, господствующей в физическом мире и в специфической методологии, и стремится разработать иные категории, необходимые для новой методологии, такие как значение, ценности, цели, развитие и идеал, причем значение — это всеохватывающая категория, благодаря которой постигается Ж. как целое. Проявление Ж. одновременно предстает как репрезентация всеобщего, а история — одна из форм объективации Ж. во времени и действии, никогда не завершаемое целое. Введение понятия «жизненный мир» позволило Э. Гуссерлю существенно расширить сферу познавательной деятельности субъекта. Он критикует философию Нового времени за то, что она, по существу, отождествила познание с его частным, хотя и важным видом — научным познанием, тогда как познание во всей его широте включает «разум и неразумное, несозерцаемое и созерцаемое». Обращение к Ж. стало для него универсальной философской темой, не сводимой к методологическим проблемам наук о духе. В свою очередь, М. Хайдеггер («Бытие и время») движется от Ж. к бытию (Dasein), стремясь прояснить в человеке феноменологически определяемые бытийные характеристики, увидеть человеческое бытие таким, каким являет оно себя в «повседневном здесь-бытии». Ж. в существенном отношении не завершена, перед ней всегда остается еще часть, она не проходит во времени,'но есть само время. Такое понимание ставит вопрос об историчности Ж., где история означает такое совершение, какое есть мы сами. Очевидно, что Хайдеггер предложил свой вариант категориального осмысления Ж. и способ введения этого понятия в текст феноменологического, а не упрощенно-обыденного, эмпирически-интуитивного философского рассуждения, тем самым преодолевая столь нежелательную «иррациональность», а по существу признавая легитимность другого типа рациональности, явленного, в частности, в феноменологии и ее абстракциях. Г. Зиммель («Созерцание жизни») по-своему осознавал логические трудности «понятийного изображения жизни», опасности вмешательства психологии, но считал, что, обращаясь к Ж., мы достигаем того слоя, где находятся «метафизические корни самой логики». Как и другие «философы жизни», Зиммель за исходный пункт принимает размышление о природе времени, отмечая, что субъективно переживаемая Ж. ощущаема реально во временном протяжении. Понятие Ж. в ее «непреходящем конфликте» с формой стало у Зиммеля базисным для объяснения динамики и развития культуры. Невозможно дать Ж. строгое понятийное определение, ибо логическим действием не выявляется, а, скорее, скрывается ее сущность. Ее иррациональность может быть, хотя бы отчасти, схвачена в понятиях только в том случае, если Ж. приобретет те или иные формы культуры. Ж. с необходимостью структурируется; она «обречена» вечно воплощаться в формах, выражать себя в культуре, а затем, разрешая конфликт, сбрасывать старые формы, чтобы принять новые. Понятия «Ж.» и «культура» тесно связаны в широко известной морфологии культуры О. Шпенглера («Закат Европы»). Он представил историю как жизнь «организма», развитие которого осуществляется в формах культуры; каждая из них проходит этапы — юность, расцвет, упадок и смерть — как превращение в цивилизацию. В целом очевидно, что понятие «Ж.» имеет глубокое культурно-историческое и гуманитарное содержание; именно оно, при всей многозначности и неопределенности, дает возможность ввести в философию представление об историчности человека, позволяет преодолеть абсолютизацию субъектно-объектного подхода, существенно дополнить его «жизненным, историческим разумом» (X. Ортега-и-Гассет). Сегодня на стыке учений о биологической и культурной эволюции — коэволюции, — а также в идеях геннокультурной теории и эволюционной эпистемологии также формируется новое содержание понятия Ж.

Л.А. Микешина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Жизнь — «ЖИЗНЬ» — под этим названием разновременно издавались четыре журнала. 1. Литературный, научный и политический журнал, выходивший в Петербурге с января 1897 до мая 1901. Литературная энциклопедия
  2. жизнь — -и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые --- соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений. Малый академический словарь
  3. ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ – специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. Новая философская энциклопедия
  4. ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ — англ. life; нем. Leben. Форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития, реализующаяся в живых организмах. Основные черты... Социологический словарь
  5. ЖИЗНЬ — См. в ст. ДРЕВО ЖИЗНИ. Мифологическая энциклопедия
  6. жизнь — Жи/знь/. Морфемно-орфографический словарь
  7. Жизнь — I высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием... Большая советская энциклопедия
  8. жизнь — орф. жизнь, -и Орфографический словарь Лопатина
  9. жизнь — Подруга жизни (ритор., и шутл.) — жена, супруга. ► Где ваша подруга жизни? По гроб жизни — до самой смерти. ► Я ему по гроб жизни обязан. Ни в жизнь (разг. фам.) — никогда, ни за что. ► Ни в жизнь не поверю, что так и было. Вопрос жизни и смерти (книжн. Фразеологический словарь Волковой
  10. жизнь — • подлинная ~ • райская ~ Словарь русской идиоматики
  11. жизнь — Существование, житье, житье-бытье, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгая жизнь, долгоденствие, долголетие, многолетие Славное житье; не житье... Словарь синонимов Абрамова
  12. жизнь — Одна из величайших тайн Божиих, ибо жизнь не есть свойство материи (тела, плоти), но дается ей (Быт.2:7 ; Быт.6:17 ; Быт.7:21). Жизнь человека — в его крови (Быт.9:5) и эту жизнь Священное Писание называет душой (Лев.17:11 ; Втор.12:23). Библейский словарь Вихлянцева
  13. жизнь — сущ., ж., употр. наиб. часто (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях... Толковый словарь Дмитриева
  14. ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ, комплекс процессов, наличие которого отличает организмы от косной природы. В основе этого комплекса лежит способность организмов получать энергию от Солнца — прямо либо через посредство пищи — и использовать ее для роста и воспроизводства. Научно-технический словарь
  15. жизнь — Многочисленные определения сущности Ж. можно свести к двум основным. Согласно первому, Ж. определяется субстратом, носителем её свойств (напр., белком); согласно второму, Ж. рассматривают как совокупность специфич. физико-химич. процессов. Классич. Биологический энциклопедический словарь
  16. ЖИЗНЬ — (англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Большой психологический словарь
  17. жизнь — См. уровни организации живого. Биология. Современная энциклопедия
  18. жизнь — Жизненный уклад, способ существования; быт; времяпрепровождение. О жизни, доставляющей радость, счастье; о деятельной, трудовой, содержательной жизни. Словарь эпитетов русского языка
  19. жизнь — СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ Смертный — бессмертный (см.) В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава. Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. Словарь антонимов русского языка
  20. Жизнь — I одна из высших форм движения материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Медицинская энциклопедия
  21. жизнь — • “Бабища румяная и дебелая” (Сологуб). • “Базар крикливый Бога” (Фет). • Бескрасочная (Ладыженский). • Безнадежно скучная (Ауслендер). • Безотрадная (Лермонтов, К. Р.). • Беспечальная (Чехов). • Бесприютная (Никитин). • Беспутно-мятежная (Полонский). Словарь литературных эпитетов
  22. жизнь — ЖИЗНЬ -и; ж. 1. Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ. Возникновение жизни на земле. Ж. растительного мира. Законы жизни. Толковый словарь Кузнецова
  23. жизнь — ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. Толковый словарь Даля
  24. жизнь — ЖИЗНЬ, и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. Толковый словарь Ожегова
  25. жизнь — ЖИЗНЬ, жизни, ·жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. Толковый словарь Ушакова
  26. жизнь — жизнь I ж. 1. Особая форма существования материи, возникшая на определённой ступени её развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Толковый словарь Ефремовой
  27. Жизнь — Понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью к размножению... Словарь по культурологии
  28. ЖИЗНЬ — "ЖИЗНЬ" — литературно-политический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1897-1901, в Лондоне и Женеве в 1902. С 1898 орган "легальных марксистов". Большой энциклопедический словарь
  29. жизнь — Ж., также др.-русск., ст.-слав. жизнь ζωή (Клоц., Супр.). См. жить, живу́. Этимологический словарь Макса Фасмера
  30. Жизнь — Ж. в философском смысле — такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  31. ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ — 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, — в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма... Новейший философский словарь