ТОЛСТОЙ

1.

Дмитрий Андреевич (1823 — 25.IV.1889), граф — рус. гос. деятель, чл. Гос. совета (1866). Окончил Царскосельский лицей (1843). С 1848 занимался составлением истории иностр. исповеданий, состоя на службе в мин-ве внутр. дел. С 1853 — директор канцелярии Морского мин-ва; примыкал к группе либеральной бюрократии, возглавлявшейся вел. князем Константином Николаевичем. С нач. 60-х гг. Т. переходит на позиции реакции. В 1865-80 — обер-прокурор Синода, с 1866 — одновременно мин. нар. просвещения. Был инициатором реформы 1871, по которой были созданы классич. гимназии. В 1882-89 — мин. внутр. дел и шеф жандармов. Один из столпов политич. реакции 80-х гг. С помощью А. Д. Пазухина разрабатывал проекты "контрреформ" — закон 12 июля 1889 о земских начальниках и Положения 12 июня 1890 о земских учреждениях. С 1882 — президент Академии наук. Перу Т. принадлежит ряд трудов по истории России: "История финанс. учреждений России со времени основания гос-ва до кончины имп. Екатерины II" (СПБ, 1848), "Le catholicisme romain en Russie" (t. 1-2, P., 1863-64, СПБ, 1876), статьи по истории просвещения в России.

=====

Лит.: Зайончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX столетия, М., 1970; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры, 1848-1896, Л., 1929; Милютин Д. А., Дневник, т. 1-4, М., 1947-50; Половцев А. А., Дневник гос. секретаря, т. 1-2, М., 1966; Валуев П. А., Дневник министра внутр. дел, т. 1-2, Ж., 1961.

=====

П. А. Зайончковский. Москва.

2.

Лев Николаевич (28.VIII(9.IX).1828 — 7(20).XI.1910) — рус. писатель, граф. Род. в имении Ясная Поляна Тульской губ. Отец Т.- граф Н. И. Толстой, мать — урожд. княжна М. Н. Волконская. С 1844 Т. учился в Казанском ун-те, сначала на вост. ф-те, затем на юридическом. В 1847 он оставил ун-т и возвратился в Ясную Поляну. В 1851 на Кавказе Т. поступил на воен. службу; здесь он написал повести "Детство" (опубл. 1852), "Отрочество" (опубл. 1854). С ноября 1854 Т. участвовал в обороне Севастополя. В 1856 оставил воен. службу в чине поручика артиллерии. Со времени обороны Севастополя Т. пришел к убеждению о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости. В конце 50-х гг. принимал участие в обсуждении проектов крест. реформы. Т. дважды ездил за границу (Франция, Швейцария- 1857; Франция, Англия, Германия — 1860-61). В эти годы Т. с негодованием писал о современной ему европ. бурж. действительности. Но уже в это время обнаруживаются слабые стороны мировоззрения Т., в частности отрицание исторически прогрессивной роли цивилизации.

=====

За границей Т. узнал об отмене крепостного права в России. По поводу царского манифеста 19 февр. 1861 Т. писал А. И. Герцену, что "мужики положительно недовольны", и назвал "Положения" об освобождении крестьян совершенно напрасной болтовней (см. Полн. собр. соч., т. 60, 1949, с. 377).

=====

Возвратившись в Россию, Т. принял участие в осуществлении крест. реформы, был мировым посредником в Крапивенском уезде Тульской губ. При разделе земли защищал интересы крестьян, что вызвало озлобление помещиков, и Т. был отстранен от должности. Много сил Т. отдал организации нар. школ. На опыте своей яснополянской школы (1859-62) Т. разрабатывал оригинальную педагогич. систему, основанную на уважении личности ребенка и отсутствии принуждения. Большое значение придавал Т. связи школы с жизнью, обучению практич. знаниям и навыкам.

=====

В 1862 Т. женился на С. А. Берс и 20 лет прожил с семьей в Ясной Поляне, изредка выезжая в Москву, Петербург. В этот период он написал романы "Война и мир" (1863-69), "Анна Каренина" (1873-77) и др. произв. После покупки (1882) в Москве дома в Долго-хамовническом переулке (ныне ул. Льва Толстого) по зимам Т. жил в Москве. Он изучал жизнь гор. низов, участвовал в переписи населения в Москве. Революц. ситуация 1879-80 способствовала усилению оппозиц. отношения Т. к царившим в России порядкам.

=====

Духовный рост Т. был сложным и противоречивым. Он остро пережил разрыв с той средой, к к-рой принадлежал по рождению и воспитанию. Об этом он написал в "Исповеди" (1882), первом запрещенном цензурой произведении Т. В 80-е гг. Т. теоретически обосновывал свое миропонимание, создал свою религ.-филос. систему, (трактаты "Критика догматического богословия", "Соединение и перевод четырех евангелий", "В чем моя вера" и др.). В 1889-99 Т. работал над романом "Воскресение". К кон. 19 в. Т. стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей (см. Толстовство) в России, Зап. Европе, а также в Индии, Японии и др. Большой обществ. резонанс имела публицистика Т. 900-х гг., в частности статьи "Одумайтесь!" (против рус.-япон. войны) и "Не могу молчать" (1908) с протестом против смертных казней. Т. в своих письмах Александру III и Николаю II смело и настойчиво протестовал против всяческих проявлений произвола и насилия самодержавного режима.

=====

28 окт. 1910 Т. тайно уехал из Ясной Поляны, бежав от семьи и общества, к к-рому принадлежал, но к-рое отвергал. В дороге Т. заболел воспалением легких; скончался на ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д. Похоронен без церк. обряда в Ясной Поляне при огромном стечении народа.

=====

Для Т.- художника и мыслителя — характерен постоянный интерес к истории. На его ист. воззрения наложили отпечаток идеи просветительской франц. философии 18 в. Еще студентом Т. изучал Монтескье, сравнивая его "Дух законов" с "Наказом" Екатерины II. С тех пор у Т. навсегда осталось стремление искать законы, управляющие человеческой жизнью. Он изучал историю Франц. революции конца 18 в., собирал мат-лы об эпохе Петра I, о восстании декабристов. Т. были известны труды Д. Юма, А. Тьера, Ж. Мишо, а также многих рус. историков. Наиболее близкой Т. была традиция Н. М. Карамзина в освещении ист. событий с точки зрения нравств. идеала. В 60-е гг. и позднее Т. встречался с известными историками М. П. Погодиным, А. С. Хомяковым, С. М. Соловьевым, М. И. Семевским, археографом и библиографом П. И. Бартеневым. В истории Т. интересовало не летописание, не просто собирание разнообразных фактов, но "закон, производящий всеобщее движение", т. е. философия истории. Его внимание привлекали эпохи социальных сдвигов, коренных перемен нар. жизни.

=====

Свое понимание истории Т. выразил в "Дневнике" записью: "Цель истории — знание движения человечества" (там же, т. 48,1952, с. 87). В подходе Т. к проблемам истории обнаруживаются яркие демократич. тенденции. Он видит гл. движущую силу истории не в избранных личностях, а в народе: "История не есть история монархов и писателей", — утверждает Т. в романе "Война и мир" (там же, т. 12,1930, с. 313). Т. сохранил на всю жизнь убеждение в том, что как бы ни изменялись формы человеческого общежития, всегда остается один непреложный закон добра, под к-рым он понимал неминуемую победу добра над злом, справедливости и человечности над произволом и насилием. Творчеству Т. свойственны поиски проявления этого закона в любых ситуациях и обстоятельствах. Обнаружить внутр. движение, становление, развитие человеческого характера под мозаикой внешних фактов — так представлял Т. свою главную художеств. задачу. Художеств. метод Т. в полной мере раскрылся и в его работе над ист. темой. В романе "Война и мир" Т. удалось через множество подробностей жизни передать ее истинное движение, достигнуть редкой эпической широты, превратить ист. "героев" в живых людей. В дневниках, заметках, статьях Т. высказывал мысли об истории, нашедшие впоследствии всестороннее выражение в романе. Для чего необходимо знание истории, каков предмет истории как науки, какие существуют точки зрения на силы, управляющие ист. процессом, — вот вопросы, разрешения к-рых искал писатель. Т. выступил против распространенного в те годы вульгаризированного гегельянства, в особенности против тезиса "все действительное разумно". Полемике с гегелевской концепцией посвящена статья "Прогресс и определение образования" (1862-63). В ней Т. формулирует мысль, ставшую основой его понимания истории: "Закон прогресса или совершенствования написан в душе каждого человека и, только вследствие заблуждения, переносится в историю" (там же, т. 8, 1936, с. 333). Однако фатализм Т. надо понимать весьма ограниченно: он фаталист, когда считает, что ист. движение совершается в силу закона предопределения, а не по воле великих личностей; в то же время он выступает против фатализма, утверждая, что человек должен быть деятельным в силу закона прогресса, начертанного в душе каждого. Только деятельность эта, по мнению Т., должна проявляться не в сфере общественной жизни, внешней, с его точки зрения, а в сфере нравственной. Однако сам Т. в своей деятельности не ограничивался нравственной областью, а выступал активным борцом с социальным злом.

=====

С кругом проблем философии Гегеля связаны у Т. вопросы философии истории в "Войне и мире", причем Т. не только спорит с Гегелем, но в нек-рых своих мыслях сближается с ним. Так, и Гегель и Т. одинаково признают, что люди, преследующие свои частные цели, одновременно осуществляют и общие цели, к-рые достигаются независимо от их сознания. В духе идей Гегеля рассматривает Т. в филос. эпилоге "Войны и мира" вопрос о свободе и необходимости. В отличие от Гегеля, в деятельности личности Т. считал главным моральную оценку ист. действий и нравственную ответственность личности. С этой позиции Т. развенчивает культ Наполеона. Посетив в 1857 гробницу Наполеона в Доме инвалидов (Париж), Т. записал в Дневнике: "Обоготворение злодея ужасно" (там же, т. 47, 1937, с. 118).

=====

В "Войне и мире" — то скрытая, то явная полемика с Тьером, с его "Histoire du Consulat et de l'Empire", где Наполеон прославлен как "человек удачи", блестящий воен. оратор, умеющий говорить с солдатами на их языке. Наполеон у Т. смешон и жалок потому, что постоянно, как плохой актер, тщится играть роль управляющего событиями, истинный смысл к-рых от него скрыт. Выступая против бурж. культа сильной личности, Т. утверждает: "... Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" (там же, т. 12, 1937, с. 165). Т. стремился постичь значение каждой бесконечно малой величины в сумме миллионов равнодействующих, из к-рых складывается ист. движение. "Движение народов производит не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей..." (там же, с. 322). Для Т. подлинные деятели истории — солдаты и матросы — участники обороны Севастополя 1854-55; такими он изобразил их в "Севастопольских рассказах". В "Войне и мире" Т. показал, что осн. силой, обеспечившей России победу над Наполеоном, был народ, подчинивший своей нравственной мощи все передовое в русском обществе. Война России с иностр. захватчиками изображена в романе как война народная, справедливая. Русские подняли "дубину народной войны", к-рая "...гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие" (там же, с. 120-21). И Бородинская битва, по мнению Т., была прежде всего нравственной победой рус. народа. Преувеличению бурж. историографией роли личности в ист. процессе Т. противопоставил свое убеждение в решающей роли народа в мировой истории. Типич. нац. черты рус. народа Т. видел в том, что основная масса крестьянства выступала как активная сила, движимая волей к победе над врагом. Однако Т. в образе Платона Каратаева показал ту пассивность, покорность судьбе, незлобивость, к-рые были присущи нек-рой части патриархального рус. крестьянства. В романе и тема "маленького человека", характерная для рус. реализма 1-й пол. 19 в., предстала в ее ист. аспекте. Последующие романы Т. "Анна Каренина" и "Воскресение" были написаны о современности, но и в них Т. смотрит на окружающую его повседневность глазами историка. В романе "Анна Каренина" он обнаруживает в личном, семейном тенденции переломной эпохи; очень наглядно показаны и соцпально-экономич. сдвиги пореформенной России. Цитируя в статье "Л. Н. Толстой и его эпоха" слова одного из гл. героев романа — Левина, В. И. Ленин писал: ""...У нас теперь все это переворотилось и только укладывается", — трудно себе представить более меткую характеристику периода 1861-1905 годов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 100 (т. 17, с. 29)). Пессимистич. окраска романа "Анна Каренина" объективно является реакцией Т. на быстрое развитие в России капиталистич. отношений. Разрушались старые формы жизни и дворян и крестьян, складывались новые бурж. формы, органически чуждые Т. "Пессимизм, непротивленство, апелляция к "Духу", — писал В. И. Ленин, — есть идеология, неизбежно появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй "переворотился" и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков "укладывающийся" новый строй, какие общественные силы и как именно его "укладывают", какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам "ломки"" (там же, с. 102 (т. 17, с. 31)). В "Воскресении" за обыкновенной историей горничной Катюши Масловой встает широкая панорама предреволюц. России. Исследованию глубокого социального неравенства и контрастов в рус. обществе 2-й пол. 19 в. Т. посвятил роман "Воскресение". В романе Т. показал нищую, разорившуюся деревню, царскую тюрьму и ее узников, сибирскую ссылку и революционеров, дал обличительное изображение суда, церкви, высшего чиновничества, всего гос. и обществ. строя царской России. К большинству революционеров Т. относился с явной симпатией, сочувствовал их борьбе. Однако Т. симпатизирует не пролетарским революционерам, а лишь революционерам-народникам, выходцам из интеллигентной и крест. среды, близкой ему по своим нравственным убеждениям. Т. по характеру своего мировоззрения не мог сделать революц. выводов, к-рые неизбежно вытекали из художеств. логики "Воскресения".

=====

Задуманные Т. ист. сочинения — роман из эпохи Петра I (1870-73) и "Декабристы" (1863-84) остались незавершенными. Однако изучение ист. источников, обдумывание их было важно для формирования взглядов писателя на рус. историю. Петровская эпоха привлекала Т. потому, что в ней, по его выражению, заключался "весь узел русской жизни..." (Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 349). В реформах Петра I Т. видел не только положительные, но и отрицат. стороны: пагубен был тот разрыв "склада жизни", к-рый образовался вследствие реформ между высшим сословием и народом.

=====

С нач. 60-х гг. Т. в течение неск. десятилетий готовил мат-лы к роману о декабристах. Он встречался с декабристами С. Г. Волконским (дальним своим родственником), П. Н. Свистуновым, А. П. Беляевым. У Т. был замысел противопоставить декабристов, перенесших каторгу, но сохранивших нравств. высоту, тем их бывшим единомышленникам, к-рые ради карьеры отошли от идеалов декабризма и умерли духовно прежде своей физической смерти.

=====

Т. по-своему ответил на гл. вопросы рус. обществ. развития 19 в. Он видел ист. миссию России в том, чтобы "...внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности" (там же, т. 48, 1952, с. 85). Эта мысль, высказанная писателем в кон. 60-х гг., в дальнейшем стала главенствующей в его мировоззрении, к-рое В. И. Ленин в 1910 охарактеризовал как выражение "...примитивной крестьянской демократии..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 20 (т. 16, с. 294)). В своих политич. и филос. воззрениях Т. расходился с революц. демократами. Но "мужицкому" демократизму Т. всегда претила либерально-реформистская деятельность. Средством преобразования мира Т. считал не реформы, а мирную революцию духа, к-рую он противопоставлял революции политической. Дух бунтарства, к-рым проникнуто все миросозерцание Т., нашел после духовного кризиса 80-х гг. окончательное выражение в его своеобразной нравственной проповеди, антигосударственной и антицерковной. Т. выступил с беспощадной критикой всех устоев современного ему общества: гос. управления, суда, семьи, церкви. Исходя из вечных критериев добра и правды, он пришел к отрицанию цивилизации, основанной на насилии. Его произведения 90-х гг. 19 в. — 900-х гг. исполнены сострадания ко всем, кто потом и кровью оплачивает завоевания цивилизации, не пользуясь ее благами. Т. обеспокоен участью колониальных народов, он выступает со статьями против империалистич. войн.

=====

В своем отношении к волновавшим его вопросам Т. исходил не из законов обществ. развития, а из отвлеченных моральных и религ. положений. В. И. Ленин указывал: "Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, — и поэтому совсем мизерны заграничные и русские "толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России" (там же, т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)). Крест. вопрос — одна из гл. тем художеств. и публицистич. произв. Т. 90-х гг. 19 в.-900-х гг. Ленин высоко оценил знание Т. крест. жизни. В беседе с А. М. Горьким Ленин сказал: "До этого графа подлинного мужика в литературе не было" (цит. по кн.: Горький М., Соч., т. 17, 1952, с. 39). В. И. Ленин подчеркивал: "Противоречия во взглядах Толстого...- действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)).

=====

В статьях кон. 19 — нач. 20 вв. Т. много внимания уделяет вопросам ист. развития ("Христианство и патриотизм", 1893-94; "Единое на потребу", опубл. 1905; "Конец века", 1905, и др.). Т. ясно сознавал, что Россия накануне революции. Следуя своему учению о непротивлении злу насилием, Т. в печатных выступлениях периода революции 1905-07 отрицательно отзывался о деятельности революционеров (имея в виду чаще всего террористов) и о реакц. политике пр-ва. Но, противореча самому себе, Т. связывал освобождение народа именно с революцией. В одном из писем В. В. Стасову Т. писал тогда: "Я во всей этой революции состою в звании, добро и самовольно принятом на себя, адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что содействует или может содействовать его благу, я сорадуюсь, всему тому, что не имеет этой главной цели и отвлекает от нее, я не сочувствую" (Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 76, 1956, с. 45). Об этом он говорил и в других письмах: В. В. Стасову — "События совершаются с необыкновенной быстротой и правильностью. Быть недовольным тем, что творится, все равно, что быть недовольным осенью и зимою, не думая о той весне, к которой они нас приближают" (там же, с. 59), англ. литератору Э. Кросби — "...Я твердо убежден, что эта революция будет иметь для человечества более значительные и благотворные результаты, чем Великая французская революция" (там же, с. 5). В то же время Т. была очевидна вековая политич. инертность миллионов рус. крестьянства. Мужицким стремлением к неучастию в "грехе власти" Т. объяснял устойчивость деспотич. правления в России ("Конец века"). Однако эта черта мужицкого миропонимания представлялась ему идеальной. В. И. Ленин писал об этом: "Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, — и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 212 (т. 15, с. 185)).

=====

Ист. произв. Т. последних лет повесть "Хаджи-Мурат" (1896-1904) направлено против принципов самодержавия, государственности, нац. исключительности. Т. в ней показал, как все люди, от солдата Авдеева до императора Николая I, становятся жертвами уродливого механизма, называемого самодержавным гос-вом. Здесь, как и в публицистич. сочинениях, выражена мысль Т.: всему виной "ложная вера", заблуждения, следствием к-рых является зло обществ. устройства. Поэтому главное — борьба с предрассудками, распространение истинных понятий о жизни. Огромное значение в связи с этим Т. придавал популяризации "мыслей мудрых людей", подготовил ряд сборников, к-рые издавались для широких масс "Посредником". Последний из них — "Путь жизни" (1910). В нем есть и изречение Т.: "Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли" (Полн. собр. соч., т. 45, 1956, с. 369).

=====

И как мыслитель, и как художник Т. противопоставлял временному вечное. На этом противопоставлении основана художеств. концепция "Войны и мира". Вечная природа с ее вечным обновлением — рождение, смерть, любовь — противопоставляются преходящему — политич. страстям, воен. удачам и неудачам, реформаторской деятельности, прогрессу, реакции. То же противопоставление временного вечному в начальных страницах романа "Воскресение". Позднее, в "Пути жизни" Т. утверждал: "Идем мы, а не время" (там же, с. 332). Поэтому, по мысли Т., важно только самосовершенствование, к-рое и приведет к улучшению окружающей нас жизни.

=====

Т. отвергал принцип франц. просветителей "идеи правят миром" и утверждал, что если и существует связь между идеями и событиями, то она скорее парадоксальна. Он искал импульсы ист. движения в глубине нар. жизни. Т. интересовал вопрос, как осуществляется связь между идеями и нар. массами. Но ответить на этот вопрос он не мог. Неприятие им обществ.-политич. стороны жизни препятствовало пониманию того, что именно в этой сфере кроется механизм, посредством которого совершается передача идей массам.

=====

Еще при жизни Т. с критикой его субъективно-идеалистич. миропонимания выступили с марксистских позиций Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, Р. Люксембург. В. И. Ленин посвятил Т. семь статей, в к-рых дал глубокий анализ противоречий в мировоззрении и творчестве Т. Ленин показал, что эти противоречия выражались в сочетании страстного протеста против гнета полицейско-самодержавного государства с политич. незрелостью и религиозной мечтательностью.

=====

В. И. Ленин в статье на смерть Т. писал: "Умер Толстой, и отошла в прошлое дореволюционная Россия, слабость и бессилие которой выразились в философии, обрисованы в произведениях гениального художника. Но в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 23 (т. 16, с. 297)). В. И. Ленин поставил мировое значение Т. в прямую связь с мировым значением первой рус. революции: "Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции" (там же, с. 19 (т. 16, с. 293)). Художеств. силу и новаторство Т. как писателя В. И. Ленин также связывал с рус. революцией: "Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (там же (т. 16, с. 293)). Творчество Т. имело огромное значение для развития рус. литературы и литературы народов СССР. А. М. Горький писал: "Толстой это целый мир... этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой" (История русской литературы, 1939, с. 296).

=====

В Москве, находится Гос. музей Л. Н. Толстого, науч. центр по изучению жизни и творчества писателя, единственное в СССР хранилище рукописей Т. Филиалами этого музея являются Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Москве и Дом-музей Л. Н. Толстого на ст. Лев Толстой (б. Астапово). В Ясной Поляне создан гос. заповедник — Музей-усадьба Л. Н. Толстого. Произведения Т. в СССР (с 1918 по 1 марта 1969) издавались 2154 раза общим тиражом 130,128 млн. экз. на 91 яз. народов СССР и зарубежных стран. В 1958 закончено издание полного юбилейного собр. соч. Т. в 90 тт., начатого по постановлению Сов. пр-ва в 1928.

=====

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-90, М.-Л., 1928-58; Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65.

=====

Лит.: Ленин В. И., О Л. Н. Толстом, в сб.: В. И. Ленин о лит-ре и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Толстой и природа. Смешение представлений. Карл Маркс и Лев Толстой, в его сб.: Искусство и лит-ра, М., 1948; Рубинштейн М., Философия истории в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", "Рус. мысль", 1911, No 7; Кареев Н. И., Ист. философия в "Войне и мире", Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Война в романе Л. Толстого "Война и мир", "Знамя", 1938, MS; его же, Причина и цель в истории по роману Л. Н. Толстого "Война и мир", в кн.: Из истории русских литературных отношений XVIII-XX веков, М.-Л., 1959; Бычков С., Толстой и проблема народа (50-60-е гг.), в кн.: Историко-лит. сборник, М., 1947; Скафтымов А., Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого "Война и мир", "Рус. лит-ра", 1959, No 2; Купреянова Е., Просветительские истоки философии и творч. метода Л. Н. Толстого, там же, 1964, No 2; Черепнин Л. В., Ист. взгляды Толстого, "ВИ", 1965, No 4; его же, Ист. взгляды классиков рус. литературы, М., 1968; Зайденшпур Э. Е., "Война и мир" Л. Н. Толстого, М., 1966 (Раздел: История глазами художника); (Предисловия), в кн.: Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 39-42, 45, М., 1956-57.

=====

И. И. Азарова. Москва.

3.

Петр Александрович (1761 — 28.IX.1844), граф, — рус. воен. деятель и дипломат, ген.-лейтенант. Участник рус.-тур. войны 1787-91 и Польской кампании 1794-95. Во время войны 1799-1800 против Франции — представитель А. В. Суворова в штабе австр. эрцгерцога Карла. В 1803-05 — петерб. воен. губернатор и командир лейб-гвардии Преображенского полка. В 1805-07 — личный представитель Александра I в штабе командующего рус. армией ген. Л. Л. Беннигсена. Ярый противник политики франко-рус. сближения после Тильзитского мира 1807, Т. тем не менее был назначен послом в Париж (1807-08). Разгадав замыслы Наполеона I, Т. рекомендовал рус. пр-ву немедленно заключить мир с Турцией, укрепить зап. границу империи и организовать новую антифранц. коалицию с Пруссией и Австрией. Деятельность Т. вызвала резкое недовольство Наполеона I, к-рый добился отзыва Т. из Парижа. Позднее Т. занимал ряд крупных командных постов в армии. С 1823 чл. Гос. совета. В 1831 в качестве командующего резервной армией подавлял Польское восстание 1830-31.

=====

Лит.: Посольство гр. Толстого в Париже в 1807 и 1808, в кн.: Сб. РИО, т. 89, СПБ, 1893.

4.

Петр Андреевич (1645 — 30.I.1729) — рус. гос. деятель, дипломат, граф (1724). После смерти царя Федора Алексеевича (1682) стал на сторону царевны Софьи Алексеевны, однако вскоре перешел в лагерь Петра I. В 1702-14- посол в Турции, в 1703 написал политич. и географич. обзор "Состояние народа турецкого". В 1716-17 сопровождал Петра I в поездке по странам Европы. По поручению Петра I добился возвращения в Россию царевича Алексея. В 1718 возглавлял следствие по его делу. В 1717-21 — президент Коммерц-коллегии, в 1718-26 — первый министр Тайной канцелярии. В Персидском походе 1722-23 возглавлял походную канцелярию Петра I. В 1725 содействовал возведению на престол Екатерины 1. В февр. 1726 стал инициатором создания Верховного тайного совета, в к-ром начал борьбу против А. Д. Меншикова. В апр. 1727 был арестован вместе с сыном Иваном и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер.

=====

Лит.: Павлов-Сильванский Н. П., Граф П. А. Толстой, в его кн.: Соч., т. 2, СПБ, 1910; Попов Н. А., Граф П. А. Толстой. Биографии, очерк, "ДиНР", 1875, No 3, с. 226-44.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Толстой — I Толсто́й Алексей Константинович [24.8(5.9).1817, Петербург, — 28.9(10.10).1875, Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области], граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. Большая советская энциклопедия
  2. ТОЛСТОЙ — ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. – 7(20) ноября 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж. д.] – русский писатель, публицист, философ. Новая философская энциклопедия
  3. ТОЛСТОЙ — • Фамилия удержала старинную форму русских прилагательных с ударением не на основе, а на окончании. В 1383 г. из-за рубежа пересилился на Русь литовец Индрос, его правнук Андрей в XV... Словарь русских фамилий
  4. ТОЛСТОЙ — ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) — русский писатель и мыслитель. Автор произведений — идейных манифестов «Исповедь» (1880-1882) и «В чем моя вера? «(1883), а также художественных сочинений «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и мн. др. Новейший философский словарь