Високосный год

(Ибур шаним)

Прибавление тринадцатого месяца к году называется "ибур шана" — "обременение" года. Прибавление это делают, чтобы уравнять количество дней лунных лет с солнечными, так как солнечный год в среднем на одиннадцать дней больше, чем лунный. Ибур шана совершается на основании сказанного в Торе* (Втор. XVI, 1 и далее): "Помни месяц весны и совершай Песах*..."; то же — о других праздниках: праздник Шавуот* через семь недель "...от занесения серпа над жатвой"; "И праздник Суккот*, когда собирать будешь с гумна своего и виноградника своего"; все это — месяцы и даты с характерными признаками солнечного года.

В древности В.Г. устанавливали на основе наблюдения за явлениями природы, а не на основе вычислений. Всякий раз, когда было очевидно, что еще не наступила весна, устанавливали В.Г., то есть добавляли месяц. Но уже в период, предшествовавший деятельности р. Иегуды hа-Наси*, ибур месяца (добавление дня) и ибур года стали постоянными и приобрели закономерность.

"Когда собирались мудрецы, чтобы установить В.Г., десять из них входили в Дом Учения* и с ними председатель Суда; закрывали все окна и обсуждали этот вопрос. В полночь они говорили председателю Суда: мы хотим сделать год високосным, чтобы в нем было тринадцать месяцев, — присоединяешься ли ты к нам? А он отвечает им: как вы, так и я. В это время исходил свет из Дома Учения, знаменуя, что Господь доволен их решением" (Исх. Р. XV).

И сказали мудрецы: тринадцатый месяц добавляют в зависимости от состояния дорог и мостов (которые повреждены дождями), пасхальных печей (которые должны успеть высохнуть) и из-за паломников, которые вышли из своих мест (чтобы прибыть на Песах в Иерусалим до дождей), но не из-за снега и холодов.

Мудрецы учили: год объявлялся високосным только с согласия Наси (см. Синедрион*).

Сказано: "Р. Гамлиэль сидел на ступени на Храмовой горе, и стоял пред ним Иоханан — писец его, и три нарезанных листа лежали перед ним. Сказал ему [писцу]: Возьми один лист и пиши: "Братьям нашим, жителям Верхней Галилеи, и братьям нашим, жителям Нижней Галилеи, да умножится ваше благоденствие. Объявляем мы вам, что пришло время выделить десятину* от маслин". И возьми второй лист и пиши: "Братьям нашим, жителям Юга, да умножится ваше благосостояние. Объявляем мы вам, что пришло время выделить десятину из снопов колосьев". И возьми третий лист и пиши: "Братьям нашим в Вавилоне и братьям нашим в Мидии и в других странах диаспоры Израиля, да будет благоденствие ваше вечным. Объявляем мы вам, что птенцы молоды, а ягнята тощи и время весны еще не пришло. И было угодно мне и моим друзьям, и прибавил я к этому году тридцать дней" (по Сан. XI).

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Високосный год — Календарный год, содержащий 366 дней, т. е. на один день — в феврале — больше простого года. Термин «В. г.» происходит от лат. bissextus, буквально — дважды шестой: у римлян дополнительный день В. г. включался перед 24 февраля, т. Большая советская энциклопедия
  2. високосный год — орф. високосный год Орфографический словарь Лопатина
  3. високосный год — Год, содержащий 366 дней вместо обычных 365. Високосные годы — элемент юлианского календаря и григорианского календаря. Они были введены для того, чтобы сохранить соответствие календарного года с сезоными изменениями. Большой астрономический словарь
  4. Високосный год — См. Времясчисление. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. ВИСОКОСНЫЙ ГОД — ВИСОКОСНЫЙ ГОД — календарный год, содержащий 366 сут (на одни сутки больше простого года). По новому стилю (см. Календарь) каждый год, число которого делится на 4, является високосным (кроме годов, числа которых оканчиваются на 2 нуля, но не делятся на 400, напр., 1700, 1800). Большой энциклопедический словарь