Жертвоприношения

(Корбанот)

Принесение жертв Господу издревле было принято в Израиле. Агада* утверждает, что первым жертвователем был Адам, первый человек. Увидев, что солнце заходит, он сказал: быть может, из-за того, что я согрешил, мир вернется в хаос. А когда взошла заря нового дня, он сказал: таков обычай мира, и принес в жертву вола (Авода зара, VIII). Каин принес приношение Господу от плодов земли, а Авель, брат его, принес первенцев стада своего и тук их. Праотцы наши также возводили жертвенники и приносили жертвы Господу.

В древности жертвы приносились повсюду на возвышениях; позднее Ж. было перенесено в Храм в Иерусалиме. Пророки Господа, видя, что обряд Ж. все больше приобретает черты идолослужения, принятого у соседних народов, и становится самоцелью, а то, что является главным в религии — исправление грехов, праведные деяния, чистота, молитва и раскаяние — отсутствуют, объявили, что не Ж. милы Богу, а добрые деяния, которые важнее Ж. Об этом как бы идет спор между народом, почитающим Ж., и пророком, требующим правосудия и справедливости. И так сказал пророк: "Сказано тебе, человек, что хорошо и что Господь требует от тебя: творить правосудие, любить милость и быть смиренным пред Богом твоим" (Миха VI, 8). А пророк Иеремия говорит так: "И вот что приказал Я им: Внимайте голосу Моему... и идите только по тому пути, который Я заповедую вам, чтобы было вам хорошо" (Иep.VII,23).

Еще при Втором Храме мудрецы вводили молитвы взамен Ж., а после разрушения Храма молитва окончательно заняла место Ж., и хазал славили молитву и мольбу, а в особенности изучение Торы больше, чем Ж. "Сказал Святой, благословен Он, Аврааму: Я установил им порядок Ж. И когда они читают [молитвы] предо Мной, Я засчитываю словно принесли они жертвы предо Мной и прощаю им грехи их" (Та'ан. XXVII). И сказал Реш Лакиш: "...всякий, кто изучает Тору, словно приносит жертву Господу" (Мен. СХ).

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me