Караимы

(Краим)

Начало движения К. связано с борьбой за власть в еврейском самоуправлении. В 7.5 г. умер в Вавилонии старый Рош hа-гола (глава Вавилонской диаспоры) из семейства Бустанай и не оставил после себя сына, который унаследовал бы его место. На пост Рош hа-гола претендовали братья Анан и Йошийягу (по другой версии — Хананья) бен Давид. Анан был старшим из братьев по возрасту и положению, но тем не менее гаоны* и мудрецы решили в пользу Хананьи, известного своей праведностью. Анан был подозреваем в эпикурействе, а когда его приверженцы объявили его Рош hа-гола, сторонники Хананьи донесли об этом властям, которые бросили Анана в тюрьму. Тогда объявил Анан, по совету мусульманского ученого Абу Ханифа, что его приверженцы представляют собой особую секту в иудаизме, которая принимает только Библию и отвергает Устную Тору, подобно шиитам в исламе, признающим святость Корана, но отвергающим сунну — устную традицию ислама, предания о Мухаммеде вместе с дополнениями и толкованиями. Этот довод был благосклонно принят властями. Анана освободили и даже признали главой новой общины. После этого Анан открыто возглавил всех противившихся Талмуду. Новое движение пыталось возобновить в Вавилонии противодействие Талмуду, определявшему еврейский образ жизни. Это противодействие Талмуду, Устной Торе, систематизированной прушим*, задолго до К. оказывали цдуким (саддукеи).

Подобно первым цдуким, Анан признавал мицвот* Торы законами Моше рабейну, полученными на Синае. Все галахот*, выведенные прушим и собранные ими в Устной То'ре, были, по его мнению, человеческими деяниями. Талмудические галахот не обязательны, по мнению Анана, ибо многие из них нарушают запрещение добавлять к Торе и убавлять от нее. Но не только устную традицию, как дополнение к Торе, отвергал Анан: он изменил пояснения к Торе. Он требовал, чтобы пояснения не были основаны на традиции, а делались бы в духе написанного, в соответствии с простым его смыслом. Анан особенно любил метод умозаключений: из одной мицвы Торы заключить о всех сходных случаях. При этом он опирался не только на написанное, но и на интерпретацию его значения. Все же Анан принял некоторые из галахот Талмуда, правда, с небольшими изменениями. На основе всех этих элементов Анан и его сподвижники внесли радикальные изменения в мицвот иудаизма. Самые важные из них — следующие.

В отношении Субботы К. ввели строгости, которых не было в Талмуде. В соответствии с их интерпретацией запретов Торы — "Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний" (Исх. XXXV, 3) — запрещено зажигать огонь даже до наступления Субботы для освещения и согревания пищи в Субботу, ибо таким образом будничная работа продолжается в Субботу. По той же причине следует гасить свечи перед наступлением Субботы и пребывать в субботнюю ночь в темноте. По тем же соображениям можно есть в Субботу только холодную пищу. С другой стороны, К. дозволяли переносить в Субботу легкие вещи, т. к. с их точки зрения запрет Торы на переноску вещей относится только к тяжестям, которые носят на плечах. Он наложил запрет на выход в Субботу из дома, кроме выхода на общественную молитву. Запрет этот опирается "а написанное: "Да не выйдет никто с места своего в день седьмой" (Исх. XVI, 29), что относилось к сборщикам манны небесной. Анан внес изменения и в галахот праздников и постов. Пасхальную мацу К. изготовляли как подлинный скудный хлеб, т. е. из ячменя, а не из пшеницы. Праздник Шавуот* назначили они, подобно цдуким, на пятидесятый день после первой пасхальной Субботы, упрощенно понимая сказанное в книге Левит (XXIII, 15), а не на пятидесятый день, считая от второго дня праздника Песах*, по талмудической галахе. Поэтому, праздник Шавуот у К. всегда приходится на воскресенье. Анан отменил календарные рассчеты для уточнения даты начала месяца и вернулся к старой традиции, которая устанавливала эту дату по показаниям свидетелей, видевших новолуние. В Галахот запретной пищи Анан рекомендовал вообще отказаться от мясной пищи.

Отличительным признаком первых К. была их склонность к умерщвлению плоти и глубокая тоска по Сиону. Первые К. считали себя избранной кастой, подготовляющей своей праведной жизнью скорейшее возвращение народа на Святую Землю. Свою интерпретацию Торы Анан изложил в "Книге мицвот", которая была написана на арамейском языке и от которой сохранились отдельные отрывки. О последних годах жизни Анана ничего не известно. Согласно традиции, он умер в Эрец Исраэль в конце VIII в. После смерти Анана секту возглавил его сын Шаул, а после него — внук Анана, Йошиягу. В истории секты эти преемники Анана не оставили никакого следа. Один из ученых секты, Биньямин Нагунди (800-850 гг.), изменил некоторые из законов Анана и смягчил их.

Вольность интерпретации Библии, свойственная первым К., и отсутствие устойчивой традиции привели к непрекращающимся распрям внутри секты. Каждый из ее вождей объяснял законы Торы по своему разумению и находил сторонников своим взглядам. Караимский писатель, живший в X в., описывает эти разногласия в книге на арабском языке.

"Есть К., — пишет он, — которые утверждают, что празднование Шавуот необязательно, а иные убеждены в том,- что все праздники в наше время не обязательны и служат только памятным символом. Есть среди них отрицающие воскресение мертвых и утверждающие, что смысл текста "И многие из спящих в прахе земли пробудятся..." (Дан. XII,2) — в спасении народа Израиля от изгнания и унижения".

Но вслед за периодом междоусобиц и разногласий наступил период сплочения секты. Из ее среды выдвинулись энергичные люди, которые распространили караимское учение во всех странах Востока, а со временем и в Испании. В начале этого процесса раввины были бессильны ему воспрепятствовать, ибо не было среди них вождей должного уровня, которые поняли бы необходимость бороться с распространением караимского учения. Первым таким воителем против К. стал Саадья Гаон*. Словесные баталии, с обеих сторон отличавшиеся большой резкостью, выявили не только талантливых ораторов, но и привели к возрождению языка иврит, к углублению исследования Библии и грамматики языка. После вековых распрей вражда постепенно затихла, и от всего движения К. осталось несколько общин и небольшое количество приверженцев.

Со временем К. появились и в России, образовав свои центры в Крыму, Волыни и Литве. Одной из самых известных караимских общин была Трокайская община в Литве.

После провозглашения государства Израиль полторы тысячи К. прибыло в Израиль из Египта. Выходцы из этой группы организовали два мошава: "Мацлиах", неподалеку от г. Рамла, и "Ренан" — в окрестностях Беэр-Шевы.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КАРАИМЫ — КАРАИМЫ – приверженцы направления в иудаизме, сформировавшегося в 8 в. на территории Багдадского халифата. Основоположник караимства Анан бен Давид и его последователи утверждали... Новая философская энциклопедия
  2. караимы — -ов, мн. (ед. караим, -а, м.; караимка, -и, мн. караимки, -мок, -мкам, ж.). Народность тюркской языковой группы, живущая в Крыму и в Литовской ССР, а также лица, относящиеся к этой народности. Малый академический словарь
  3. КАРАИМЫ — (от др.-евр. караим — чтецы) — малочисл. этнографич. группа, живущая гл. обр. в городах Крымской, Одесской и Волынской обл. УССР и Тракайском р-не Литов. ССР. Числ. — 5,7 т. ч. (1959). Язык К. относится к кыпчакской подгруппе тюрк. группы языков. В наст. Советская историческая энциклопедия
  4. Караимы — Немногочисленная народность, живущая в городах Крымской и некоторых др. областях Украинской ССР, Тракайском районе Литовской ССР, а также в Польше. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. В настоящее время... Большая советская энциклопедия
  5. караимы — орф. караимы, -ов, ед. -им, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. караимы — КАРАИМЫ -ов; мн. Народность тюркской языковой группы, живущая в Крыму, Литве, а также в Польше; лица, относящиеся к этой народности. ◁ Караим, -а; м. Караимка, -и; мн. род. -мок, дат. -мкам; ж. Караимский, -ая, -ое. К. язык. Толковый словарь Кузнецова
  7. караимы — КАРА’ИМЫ, караимов, ед. караим, караима, ·муж. (·др.-евр. мн. — чтецы, подразумевается библии). Народность, живущая в Крыму, в Литве и в Турции, говорящая на татарском языке, происходящая от еврейской секты, отрицавшей талмуд и признававшей только библию. Толковый словарь Ушакова
  8. караимы — караимы мн. 1. Народ тюркской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой
  9. Караимы — Иудаистская секта, возникшая в VIII в до н.э. в Багдаде. Получила широкое распространение в Персии в XI в., затем распространилась в Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше. Краткий религиозный словарь
  10. КАРАИМЫ — КАРАИМЫ — 1) последователи секты иудаизма, возникшей в 8 в., живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. 2) Караимы (самоназвание — карайлар) — народ на Украине (главным образом в Крыму) и в Литве. 2,6 тыс. человек (1989). Большой энциклопедический словарь
  11. Караимы — (библейцы) — еврейская секта, признающая одну часть законов нынешних евреев-раввинистов, а вместо другой их части создавшая свои собственные или же восстановившая староталмудические, древнесаддукейские и др. еврейских сект. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. караимы — КАРАИМЫ, ов, ед. им, а, м. Народ, живущий немногочисленными группами в основном в Крыму, а также в Литве. | ж. караимка, и. | прил. караимский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова